Почему Mercedes-Benz не поддержал бойкот Олимпиады-80. Хотя спортсмены из ФРГ в Москву не приехали (7 фото)
В любом случае, рай продлился всего несколько дней. Да и то в лучших традициях СССР он был скорее фантомом – больше нарядной декорацией, нежели реальностью. Да, на улицах Москвы продавалась невиданная раньше «Фанта», на полках магазинов царило невиданное многообразие, а нежелательные соцэлементы были принудительно вывезены за 101-й километр. Но все, увы, понимали – это не навсегда.
Олимпийскую сказку Советский Союз, кстати, строил совместно с партнерами из капстран. Оказалось, страна не в состоянии своими силами провести главное спортивное событие четырехлетия на должном уровне. Среди прочих иностранных компаний – а всего их было около сотни – в число официальных партнеров Олимпиады-80 вошел и Mercedes-Benz.
Многих этот факт удивляет сам по себе. Как же так – Олимпиада советская, а официальный партнер – родом из Германии. Вернее из ФРГ, страны присоединившейся к бойкоту московских игр.
Но статус официального поставщика XXII летней Олимпиады Mercedes-Benz получил еще осенью 1978-го. То есть когда до бойкота, причиной которого стал ввод советских войск в Афганистан, было еще далеко.
Еще больше удивляет, что статус "официального поставщика" – сегодня за такую честь автомобильные компании готовы отгрызть друг другу руки по локоть – достался немцам без особого труда. Сказались в первую очередь хорошие связи – «мерседесы» в Советском Союзе давно и искренне любили в том числе и на самом высоком уровне. Сам Брежнев регулярно получал обновы из Штутгарта для своего личного гаража. Ну а кроме того, «трехлучевые» уже на тот момент имели официальную прописку в СССР.
Собственный офис в Москве у Mercedes-Benz появился в феврале 1973-го, а фирменная СТО заработала осенью 1975-го. Так что еще три года спустя для получения статуса официального поставщика Олимпиады-80 немцам не потребовалось обещать золотые горы. Хватило и гораздо меньшего.
На самом деле вклад Mercedes-Benz в организацию Олимпиады-80 это по сути 15 автомобилей. Да-да, всего 15! Пять микроавтобусов Mercedes‐Benz O 309 для судейского корпуса игр, шесть единиц спецтранспорта (среди них мусоровозы, илососы (!), кареты скорой помощи), три легковых Mercedes‐Benz 280 S (W123) и один легковой Mercedes‐Benz 250 (V123) с комплектом оборудования фирмы Bosch для съемок телерепортажей.
К этому нужно прибавить еще расходы на бесплатную годичную аренду 10 микроавтобусов Mercedes‐Benz O 309, шести Mercedes‐Benz 280 S и двух удлиненных Mercedes‐Benz 250, а также организацию техобслуживания автомобилей на международных трассах: Москва – Брест и Москва – Киев – Чоп, которую взяла на себя немецкая сторона. Общий же вклад Daimler‐Benz составил 1 250 000 немецких марок. Не бог весть какая сумма...
В любом случае выиграли немцы гораздо больше. И дело не только в каких-то эфемерных имиджевых приобретениях, а в конкретных заказах. Ведь другая техника с трехлучевой звездой, которая поступала в СССР примерно в это же время оплачивалась нами в полном объеме. Это и милицейские W123 и W116, появившиеся незадолго до Олимпиады, и 48 многофункциональных «унимогов» для уборки улиц, закупленных в 1979-м, и четыре сотни седельных тягачей, заказанных в конце 70-х, и партия карет скорой помощи.
Продолжилась бы столь крепкая дружба между Советским Союзом и Mercedes-Benz, если бы немцы поддержали бойкот? Вопрос, конечно, чисто риторический...
..как и сотни шестиколесных седельных тягачей Mercedes-Benz L2232, на долгие годы ставших парадной витриной "Совтрансавто".