Восемь тактов забытой музыки.
Оккупировав Львов, нацисты построили концлагерь на улице Яновская. Среди заключенных было много профессоров и музыкантов Львовской консерватории и филармонии, арестованных немцами специально для создания лагерного оркестра. В числе оркестрантов удалось узнать: дирижера и скрипача Кубу Мунда, концертмейстера Якуба Штрикса, гобоиста Фогеля. Имена остальных музыкантов не установлены.
Во время пыток и казни заключенных оркестр должен был часами исполнять одно и то же танго, названное узниками “Танго смерти”. Вот что вспоминает бывший заключенный Яновского концлагеря Зигмунд Самсонович Ляйнер (№ 5640) :
– По приказу начальника лагеря возле кухни была вкопана виселица. Если не хватало места, людей вешали и на дереве. Оркестр играл «Танго смерти». Начальник лагеря любил музыку. Он любил слушать оркестр во время расстрелов. Вальс Штрауса. Ему было потешно наблюдать, как неловко падали на землю люди под беззаботные звуки его игривых мелодий. Для повешенных — танго. Ну а во время истязаний что–то энергичное, например, фокстрот. А вечером оркестр играет под его окнами. Что–то величественное, может, Бетховена. Играет час, второй. Это уже истязание для музыкантов. Деревенеют руки скрипачей, тоненькими струйками струится кровь из раненных губ трубачей…
Накануне освобождения Львова частями Красной армии нацисты ликвидировали Яновский концлагерь. Было уничтожено около 7 тысяч заключенных. Последним расстреляли Оркестр — 40 музыкантов согнали в круг, их окружила плотным кольцом вооруженная охрана лагеря. Раздалась команда; “Музик!”. И тут же прогремел выстрел – первым пал от пули дирижер. Но звуки “Танго смерти” продолжали звучать над лагерем. По приказу коменданта каждый оркестрант выходил в центр круга, клал свой инструмент на землю, раздевался догола, после этого раздавался выстрел в голову.
На фотографии в углу написано несколько нот, около 8 тактов — совсем маленький фрагмент того танго, которое исполнял Оркестр заключенных лагеря “Яновский”. Доподлинно неизвестно, что это за произведение. По одной из версий музыка была написана пленным музыкантом в самом лагере. По другой версии — оркестранты играли модное в то время танго польского композитора Jerzy Petersburski “To ostatnia niedziela” (Утомленное солнце).
140 тысяч заключенных были казнены под звуки “Танго смерти” в Яновском концлагере.