Чего Японцы хотят от Путина
Территориальный спор с Японией длится уже больше полувека. Для Японцев этот вопрос принципиален именно потому, что существует обязательство решить вопрос с островами при жизни переселенцев. Это является сильной мотивацией для правительства страны. Для России он не менее важен, потому что Россия - держава, которая готова прибавлять территории, но никак не наоборот. Сейчас Япония (точнее, Японское правительство) живет одной датой - 15 декабря, когда их посетит Владимир Владимирович. Они намерены договориться, а мы открыты к диалогу, так как территориальных проблем у нас нет: "Это Япония считает, что у нее есть территориальные проблемы, но мы готовы это обсуждать", - отметил Путин.
Позиция наша, вроде, не изменилась: южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними имеет соответствующее международно-правовое оформление. Тогда о чем можно будет договориться?
Каждый премьер-министр Японии обещал решить вопрос с островами, но, как известно, еще ни одному это не удалось. Острова служат козырем во внутриполитической борьбе. Обещание вернуть их в кратчайшие сроки — сильный аргумент, который Абэ (премье-министр Японии) может использовать в споре с оппонентами. А критиков в Японии у него хватает. Это и оппозиция, и фронда внутри его партии, и ультраправые, и СМИ, и коммунисты. В первую очередь в вину Абэ вменяют план по экономическому сотрудничеству с Россией.
«В Японии многие считают, что Абэ предложил план экономического взаимодействия в надежде использовать его как рычаг воздействия на Россию по территориальной проблеме. Но эффекта он может никакого не получить. Россия пойдёт на экономическое сотрудничество, а взамен не даст никаких уступок по территориям. В СМИ сквозной мыслью проходит, что Россия должна пойти на уступки, потому что мы идём России навстречу, когда она в тяжёлом положении в условиях санкций. И если Россия на уступки не пойдёт, то это будет просчёт Абэ» - отмечает руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов.
Сильнее всех критикуют Абэ коммунисты. Они считают, что Россия должна вернуть не только четыре острова – Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомай, на которые официально претендует Токио, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года, но и полностью весь Курильский архипелаг.
Позиция России остаётся неизменной: вести переговоры можно на основе единственного документа, который говорит о принадлежности островов, — советско-японской декларации 1956 года, прервавшей войну между СССР и Японией. В статье 9-ой этой декларации записано, что Советский Союз передаст Японии два острова Хабомай и Шикотан после заключения мирного договора. Но Япония занимает непримиримую позицию: не соглашается подписать мирный договор, признав таким образом эти острова российскими.
Скорее всего, именно этот саммит и принесет нашим странам мирный договор, ведь у Японии сроки все "поджимают и поджимают". Ранее Путин заявлял, что Россия и Япония ищут пути для заключения мирного договора, и ключом к нему является повышение доверия через расширение сотрудничества. По его словам, японский премьер предложил программу активизации деловых и экономических связей. Что конкретно это будет за сотрудничество? Какие проекты? Какие связи? Эта информация закрыта, и вероятнее всего, таковой и останется.