Был ли итальянский холокост?
Но это далеко не так, и статья историка Саймона Льюиса Сулама, опубликованная в журнале Journal of Genocide Research, приводит множество интересных исторических фактов на эту тему.
5 апреля 1944 года уважаемый врач Джокондо Протти выступал при большом стечении публики с лекцией в Венеции, рассказывая об «Израиле и болезнях человечества». Протти был секретарем Фашистского союза врачей и известным пропагандистом антисемитизма во времена Итальянской социальной республики, поэтому неудивительно, что он говорил о «стремлении евреев к богатству и власти» и приводил в качестве примера «знаменитые и жуткие «Протоколы сионских мудрецов»». По его словам, эти люди представляли собой «духовное уродство, такое же, как рак, укоренившийся в здоровой плоти человечества», и он призывал жестоко наказывать «христоубийц».
Резкий всплеск антисемитизма, произошедший после возвращение фашистов к власти в Центральной и Северной Италии осенью 1943 года, привел к аресту и депортации 8869 евреев, по данным на конец Второй мировой войны. Евреев арестовывали и передавали немцам, среди итальянцев вели антисемитскую пропаганду, благодаря которой они предавали и грабили своих сограждан, причем порой без всяких на то указаний центральной власти.
Так что, не смотря на то, что до сих пор считается, что итальянцы не были причастны к холокосту, можно с уверенностью сказать, что на самом деле они внесли свой вклад в геноцид еврейского народа.
В первые годы существования фашистского движения и режима антисемитские высказывания лишь изредка проскальзывали в речах Муссолини. Однако с 1930-х годов в экстремистских кругах фашистов, а также в академических работах и административной политике государства антисемитизм проявляется все ярче.
Создание Итальянской империи в мае 1936 года, после завоевания Эфиопии, вывело расизм на государственный уровень. В африканской колонии запретили смешанные браки. Летом 1938 года был опубликован манифест о «высшей итальянской расе», составленный группой ученых и академиков. Осенью того же года фашистский режим ввел так называемые расовые законы, требовавшие исключить евреев-учителей и учеников из публичных школ, ограничивавшие сферы занятости евреев и их права на недвижимость. Антисемитизм пропагандировался в системе образования и СМИ.
Начало Второй мировой войны ухудшило жизнь итальянским евреям еще сильнее. В случае непредвиденной ситуации их полагалось немедленно перемещать в концлагеря, «так как они представляют реальную опасность».
Летом 1942 года многих итальянских евреев обязали выполнять трудовую повинность. Год спустя власть уже готовила документ о создании «рабочих лагерей для граждан еврейской национальности возрастом от 18 до 36 лет», но его принятию помешало отстранение Муссолини от власти 25 июля 1943 года.
В октябре 1943 года, когда Муссолини вернулся к власти в рамках Итальянской социальной республики, рядовые члены Национальной фашистской партии потребовали радикального решения еврейского вопроса. Например, на съезде римского отделения партии звучали призывы «немедленно отправить всех евреев в концентрационные лагеря».
Антисемитизм как официальная линия не только партии, но и самой Итальянской социальной республики, был закреплен на партийной конференции, состоявшейся 14 ноября в Вероне. Среди основных принципов нового государства провозглашалось определение евреев как «чуждых» и «враждебных», поскольку они не принадлежали к «итальянской расе».
Стенограмма выступления секретаря партии Алессандро Паволини содержит реакцию собравшихся на его речь.
«Сейчас мы конфискуем еврейскую собственность (из зала: «Давно пора», «Правильное решение», крики одобрения). Не мудрствуя лукаво, стоит отметить, что она — суть кровь, высосанная из нашего народа (из зала: «Мы забираем нашу собственность из рук евреев и передаем итальянцам», «Когда евреев депортируют?», «Этого недостаточно, недостаточно»). Некоторые евреи этого заслуживают… (из зала: «Все они», «Все», «Конечно»). Они, несомненно, чужды нам и принадлежат к вражеской нации (из зала: «Точно!», «Именно так», «Определенно») и они — наши враги!»
Фашистская партия определила новую политику, придававшую особое значение еврейскому вопросу в Итальянской социальной республике. Задача по ее проведению в жизнь ложилась на плечи префектов и глав полицейских управлений. Полиция активно поддерживала немецкие войска в облавах на евреев, предоставляя информацию об их адресах согласно переписи населения 1938 года.
После партийной конференции в Вероне префект города Гросетто в Тоскане Арсео Эрколани, еще не получив указаний сверху, выступил с собственной инициативой. Он приказал интернировать всех евреев, проживающих в его провинции. 28 ноября в деревне Роккатедериги был открыт концентрационный лагерь, охраняемый совместными силами фашистского ополчения и карабинерами. В нем содержалось около 60 заключенных, в том числе женщины, дети и престарелые граждане.
30 ноября 1943 года министр внутренних дел Итальянской социальной республики Гвидо Буффарини-Гвиди подписал указ, предписывающий арестовывать всех евреев на территории Италии, конфисковывать их собственность и направлять их в концентрационные лагеря. Антисемитизм был официальной политикой нового государства, поддерживаемой как сверху, так и снизу.
В течение пяти лет, с 1938 года, фашистская пропаганда представляла евреев как опасных элементов, не принадлежащих к «итальянской расе». Национальные и местные газеты, сатирические журналы и пропагандистские издания, школьная программа, радиопередачи и публичные лекции помогали распространять антисемитизм.
Осенью 1943 года положение евреев в Итальянской социальной республике резко ухудшилось. В прессе практически ежедневно публиковались антисемитские материалы. Например, газета миланского отделения Национальной фашистской партии Il fascio писала: «С захватчиками и их прихвостнями — евреями и антифашистами — нужно бороться железной рукой». Так проводилась параллель между политическими и «расовыми» внутренними врагами.
Фашистская газета La provincia, выходившая в городе Комо, утверждала, что евреи — «самые главные сторонники этой войны». «Было бы преступлением не действовать с максимальной жесткостью, пав жертвою сентиментализма», — делал вывод журналист. Газета Rivoluzione обвиняла евреев в том, что они «отравляли мир своим ядом на протяжении многих лет, реализуя безумный проект по установлению мирового господства». Пресса признавала аресты евреев «необходимыми» и «имеющими решающее значение», предсказывая снижение уровня преступности, «шпионажа», количества «террористических актов» и «заговоров».
Бывший священник Джованни Прециози, в 1921 году переведший на итальянский язык «Протоколы сионских мудрецов», летом 1943-го получил политическое убежище в Германии и начал оттуда транслировать по радио фашистскую пропаганду в Италию, а также публиковать антисемитские статьи в газете немецких нацистов Völkischer beobachter. В декабре 1943-го и в январе 1944-го он отправил Муссолини два доклада, посвященных решению еврейского вопроса.
Весной 1944 года дуче назначил Прециози главой Генерального инспектората по делам расы и демографии. В задачи этого ведомства входило выяснение «расового ситуации» в итальянском обществе; сбор информации о масонах, «плутократии» и «оккультных» политических силах; управление конфискацией еврейского имущества и пропаганда антисемитизма в образовательных учреждениях и прессе. Прециози предложил новые антиеврейские постановления, предполагавшие преследование полукровок и иностранцев на территории Италии. Он также разработал проект так называемой генеалогической карты, призванной подтвердить, что в жилах ее обладателя течет «итальянская кровь». Большая часть предложений Прециози строилась на нацистских антиеврейских программах.
На местном уровне задачей пропаганды было «объяснить» аресты евреев населению. Во Флоренции глава ведомства по делам евреев Джованни Мартеллони писал антисемитские статьи и организовывал облавы. С января по май 1944 года он опубликовал серию якобы научных работ в газете Il nuovo giornale, посвященную историческим корням флорентийской еврейской общины. В апреле 1944 года Мартеллони выпустил буклет «Конфискация еврейского богатства», где прослеживал «историческую неразрывность» мер, направленных против этих людей, особенно актуальных в условиях Второй мировой войны, учитывая «ответственность этого народа за погружение мира в жуткую бурю ненависти, стали и крови».
6 ноября 1943 года, почти за месяц до введения положения об аресте всех евреев и конфискации их имущества, во Флоренции прошли облавы, которыми руководили немецкие солдаты. Итальянские фашисты оказывали им посильную помощь.
Банда Марио Кариты, прославившаяся особой жестокостью, участвовала в налетах на синагоги и монастыри, где прятались евреи. Действия погромщиков полностью одобрял префект Флоренции. Идеология мало беспокоила бандитов — в основном их интересовала собственность тех, кого отправляли на смерть в Аушвиц.
При поддержке Джованни Мартеллони префект Флоренции открыл в регионе местное ведомство по делам евреев. Его базой послужила сеть центров изучения еврейского вопроса, основанных в начале 1940-х годов. С помощью местных властей, граждан и немецких солдат Мартеллони и его люди арестовывали и интернировали евреев, а также конфисковали их собственность. Как и Карита, Мартеллони принимал участие в спонтанных антиеврейских акциях — рыскал по улицам города в поисках жертв.
Самая крупная облава произошла в Венеции 5 декабря 1943 года. Были арестованы и направлены в местные тюрьмы 160 евреев. 31 декабря 1943 года около 90 человек из них под покровом ночи погрузили на поезд и отправили в концлагерь в Фоссоли.
Сложно переоценить влияние пропаганды на итальянское население, потому что антисемитизм занимал особое место в идеологии восстановленной Национальной фашистской партии и Итальянской социальной республики.
В послевоенный период, несмотря на активное участие итальянских властей и граждан в арестах и депортации евреев, большинство участников этих событий либо отделались небольшими сроками тюремного заключения, либо были амнистированы.
Их преступления стерлись из памяти человечества, а в последующие десятилетия, благодаря мемуарам, художественной литературе и кинокартинам в сознании большинства вообще укоренился образ «плохого немца» и «хорошего итальянца».