Евгений Сивков: "Конец оптимизации налогов"
Конец оптимизации налогов
Наблюдатели отмечают, что налоговая политика нашего государства становится все более жесткой. Например, инспекторы сегодня в массовом порядке требуют от предпринимателей погашения недоимок, подлежащих уплате в бюджеты всех уровней за три прошедших года. Власти стремятся любой ценой пополнять бюджет, для чего намерены отучить бизнес использовать любые схемы оптимизации. Для этого используют все новые виды налоговых проверок, усиливают консолидацию налоговиков с силовыми структурами и банками. Одна из основных целей – сделать все виды бизнеса независимо от его размера прозрачными для государства: кто является настоящим владельцем активов – вот что сегодня волнует проверяющих.
Покаяние входит в моду
Использование системы АСК позволяет фискальным органам тщательно проверять налоговые декларации по НДС, выявлять цепочки контрагентов и обнаруживать практически любые расхождения и разрывы таких цепочек, которые возникли в течение трех последних лет. Компания, участие которой в подобной цепочке выявлено налоговиками, обязательно попадет в поле зрения проверяющих. Они станут объектами специальной камералки, в ходе проведения которой будет сделано предложение уточнить налоговые обязательства перед государством. Конечно, на сугубо добровольной основе.
Что интересно: специфика таких проверок заключается в том, что их проведение не предусмотрено НК РФ, они регламентированы исключительно внутренним документом налогового ведомства, инструкцией ФНС, которую федеральные органы власти направили во все налоговые инспекции России. Такие проверки призваны выявить участников цепочек вплоть до седьмого звена с установлением роли каждого участника от основного выгодоприобретателя до обычных передаточных звеньев, которые в принципе ничего не получают от применения схемы.
Типичный пример из современной правоприменительной практики фискального ведомства: предприниматель, участник строительного рынка сдает в инспекцию декларацию по НДС; его признают выгодоприобретателем; многостраничное заключение налоговиков содержит описание ролей абсолютно всех участников применяемой налогоплательщиком схемы вывода наличности с указанием долей и размеров активов участников. Налогоплательщик получает предложение: уплатить в бюджет недоимки по НДС. Если тот не согласится на этот совершенно добровольный шаг, к нему будет направлена выездная проверка с реальной перспективой подключения правоохранительных органов.
Официальная информация, озвученная главным налоговиком страны М. Мишустиным гласит, что в 2017 году количество выездных проверок по сравнению с предыдущим годом было сокращено на 23 %, а результативность таких мероприятий увеличилась в 1,4 раза. Использование системы АСК НДС принесло бюджету дополнительно 56 млрд. рублей, что превысило показатели предыдущего года в два раза.
Кредит свободы
Налоговое ведомство совместно со Следственным комитетом РФ летом прошлого года опубликовало очень интересный документ под названием Письмо № ЕД-4-2/13650@. Оно содержит в себе признаки самых широко применяемых схем налоговой оптимизации российского бизнеса:
- использование фиктивных сделок с участием фирм-однодневок, а равно аффилированными участниками;
- искусственное дробление бизнеса с перспективой применения ЕНВД либо УСН;
- использование налоговых ставок и льгот при отсутствии к тому законных оснований;
- трансформация гражданско-правовых отношений с целью получения налоговой выгоды (часто встречающийся вариант представляет собой подмену сделок с недвижимостью сделками с долями в уставном капитале общества).
Не в последнюю очередь благодаря подобной типизации действий налогоплательщиков инспекторы в ходе большей части проводимых ими проверок выявляют одну или несколько таких схем, что влечет за собой доначисления как недоимок, так и штрафов, пеней, которые составляют в соответствии с положениями п. 3 ст. 122 НК РФ 40 % от неуплаченной суммы налоговых поступлений. А действия руководителей (учредителей) таких компаний могут быть квалифицированы по ст. 199 УК РФ. Причем возбужденное по этой статье уголовное дело прекращают только после полного погашения задолженности перед бюджетом включая как недоимки, так и штрафы с пенями.
Практика показывает, что примерно 85 % бизнесменов, столкнувшихся с подобной практикой, предпочитают расстаться с деньгами, чтобы не потерять свободу. Нередки случаи, когда для таких целей предприниматели или их родственники вынуждены брать в банках кредиты.
Будьте прозрачны, пожалуйста
Летом прошлого года вошло в силу положение, в соответствии с которым любое юридическое лицо обязано в течение пяти дней предоставить в ответ на запрос ФНС и Росфинмониторинга сведения о своих владельцах.
А в закон «О несостоятельности (банкротстве)» включена новая глава, посвященная лицам, контролирующим должника и предполагающая процедуры привлечения таких лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника. Таким образом, государство демонстрирует стремление взыскивать долги по налогам и сборам из любых источников, в том числе из личного имущества участников/учредителей, реальных владельцев бизнеса.
В упомянутом выше письме ФНС и СК РФ содержатся положения, посвященные выявлению реальных выгодоприобретателей, которые контролируют деятельность должника. Их теперь можно привлекать к уголовной ответственности по все той же ст. 199 УК РФ.
Итак, российским предпринимателям остается только смириться с новой реальностью. Жесточайшее налоговое администрирование становится инструментом абсолютного контроля. Это побуждает российских предпринимателей вплотную заняться полной легализацией своего бизнеса. Если они, разумеется, хотят сохранить и собственность, и личную свободу.
Евгений Сивков