Хлебные караваны ч.2
Одним из вариантов хлебной расплаты было разрешение беломестному казачеству иметь свою «собин-ную. пахоту». Заводили такую пешню, служилые люди – конные, пешие казаки, стрельцы, которые «слу-жили с пашен», то есть хлебный оклад им не выдавался, а выделялась пригодная под пашню земля. Платя налог «выдельным хлебом» Вот такие «собинные поля» впоследствии стали центрами (слободами) кре-стьянских деревень. 12. стр.12 - «По обыкновению, М. Ремезов живший в городе (и получавший государев оклад), как и др. служивые люди являлся обладателем хлебной пашни и сенных покосов, где основывает де-ревню». Но кто работал на земле? Если «служилые люди» постоянно был в разъездах. И высылались на го-довую службу вновь основанные остроги и городки. В 1651 – 1654гг. после смерти Ремезова тобольский сын боярский Г. Тарасов ежегодно вносит «оброчный хлеб за деревню Меньшого Ремезова: четь с осьминою ржи и четь с соминою овса».
В1684г. на р. Туре было 8 слобод, где с окрестных деревень собирались «Великих государей хлебные запасы». Л. А. Гольденберг Отмечая деяния знаменитого Уральца, указывает, что «Ремезов с1683 по 1687гг. со служилыми казаками, был послан, по хлебные запасы на Верхотурье». Несколько подробнее данные за 1684г. С отрядом в 115 служилых людей С. Ремезов совершил вторичную поездку «для приёма и провождения Великих государей хлебных запасов». В Туринском остроге отряд разделился. В Тагил ушло 21 чел, на Невью - 51чел, в Арамашевскую слободу - 4чел. Ниценскую – 8 чел, Ирбитскую – 20 чел, Белослуд-скую слободу - 6чел, а сам Ремезов с остальными прибыл в Верхотурье. Но указаны только выпуски с двух слобод «С Тагила по наряду муку ржаную и крупы, и толокна и рожь, и овёс отпустил в Тобольск на шести дощаниках». Невьянская слобода из отчёта Ремезова - «4 мая отпустили с невьянскими крестьянами 3 даурских дощаника, погрузив на них кроме хлеба, сажень 6 без чети бутового камня, да Знаменского мона-стыря и два жернова». Кроме 5 дощаников отправленных ранее приказчиком И. Томиловым, 5 мая отплыли ещё 7 дощаников с зерном «невьянской пахоты», ржаной мукой, толокном и крупой «в самом полном грузу».
Судоходные параллели с Турой, но пока документальных подтверждений по информации, о хлебных караванах, по реке Исеть, мало. Но в одно и то же время, в одном районе и главное вести груз (хлеб - в больших количествах) в один и тот же город, а транспортировка по воде была в то время, не простым, но самым экономичным способом доставки.
Гужевой транспорт применялся, но только при переброске казённых грузов через водоразделы и при подъёме судов против течения и при доставке хлеба в казённые магазины. Скорее всего, на р. Исеть, так же как на р. Туре приблизительно через 100 вёрст, в городках и острогах (были казённые магазины «амба-ры») куда с окрестных деревень и починков ежегодно, за зиму, крестьяне свозили хлебные запасы. А вес-ной их отправляли по большой воде, в Тобольск. Значит, эти остроги и слободы имели плотбища и при-стани. Но насколько высоко по Исеть начинался сплав? Пока только г. Шадринск может похвастаться та-кой информацией. Но р. Исеть в большую воду судоходна как минимум от Колчеданского острога, макси-мум от села Смолина. Но выше по реке вплоть по водоразделу на пашенных землях, проживали Сыряне. Позже появляются слободы Арамильская, Камышенская. Куда они свозили хлебные запасы? Как обходили пороги ниже дер. Перебор? То, что пороги были непроходимы, явилось отказом Татищеву на постройку Екатеринбурга т.к. по условиям того времени город должен иметь водную связь с Тобольском, в то время столицей, Зауралья и Сибири. Скорее всего, жители верховий Исеть сдавали хлеб в острог на р. Пышме, но в какой? Современная информация. 38. стр. 254. – «Исетско - Пышминское междуречье справедливо считают краем, который в течение долгого времени называли – «Краем коренных хлеборобов».
Источник:
2 комментария
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена