Банкира и мецената Минца арестовал суд… Но ещё раньше он сбежал в Лондон
Басманный суд столицы удовлетворил ходатайство Следственного комитета и заочно арестовал бывшего совладельца группы "Открытие", основателя и бенефициара О1 Group Бориса Минца, недавно аналогичная санкция была выдана на сыновей бизнесмена. По версии следствия, Минцы и беглый экс-председатель "Открытия" Данкевич летом 2017 года похитили деньги кредитной организации через покупку заведомо невыгодных облигаций. Общая сумма растраты — 34 миллиарда рублей.
Адвокат Бориса Минца Алексей Куприянов заявляет, что деньги банка не растрачены, а сделка по приобретению облигаций вырвана из контекста. Защитник банкира жалуется, что решение о заочном аресте ещё и помешает его клиенту вернуться в Россию. В 2018 году Борис Минц с сыновьями успел уехать в мировую столицу всех беглых банкиров — Лондон. Из этой страны, кстати, нет экстрадиции.
Встретил Чубайса, тут-то всё и началось
Выросший в провинциальном Липецке Борис Минц с детства интересовался точными науками и ещё довольно молодым стал доцентом кафедры высшей математики местного университета. Первую серьёзную должность получил в 1990 году, став вице-мэром всё того же Липецка. Однако по-настоящему карьера развернулась в 1992 году, когда Минц познакомился с известным всем Анатолием Чубайсом, в то время возглавлявшим Госкомимущество России. В тот момент в стране как раз начиналась приватизация...
Поработав в лихие девяностые в различных имущественных департаментах и даже в Управлении Президента России, с двухтысячных Минц начал и политическую карьеру, возглавив исполком и финансово-бюджетный комитет "Союза правых сил", но в политике не задержался.
"Моя карьера партийного менеджера в СПС продлилась десять месяцев и благополучно закончилась в силу ряда причин, в том числе и из-за разногласий с Борисом Немцовым. Мы совершенно разные люди, я человек системный, а он — эмоциональный. Ещё у нас абсолютно разные взгляды на людей. Тех людей, которых он приводил, я не воспринимал, считая, что с ними вообще нельзя иметь никаких общих дел", — признавался Минц в интервью глянцевому журналу еврейской общины "Москва-Ерушалаим". Так, например, Минц не смог привыкнуть к настойчивым просьбам Немцова лично встречать его в аэропорту.
Если встречу Минца с Чубайсом можно назвать знаковой, то вторым важнейшим событием для будущего бизнесмена стало основание ООО "Инвестиционная группа "Открытие", где Минц возглавил Совет директоров. Дела шли в гору, и уже 2004 году он основал инвестиционную компанию O1 Group, которая занимается активами недвижимости и финансами.
Деньги лились рекой, например, журнал Forbes в 2017 году оценил состояние Минца в 1,3 миллиарда долларов. К тому времени он уже коллекционировал русскую живопись, а ещё в банкире вдруг проснулся меценат.
Отчим русского импрессионизма и меценат на все руки.
На территории бывшей кондитерской фабрики "Большевик" Минц открыл собственный Музей русского импрессионизма, первый в своём роде. Коллекцию музея составили картины из личного собрания бизнесмена. Валентин Серов, Борис Кустодиев, Константин Коровин, Юрий Пименов и другие художники заняли своими полотнами стены круглого металлического футуристического с виду здания. Построили его за 16,5 миллиона долларов лучшие и самые дорогие лондонские архитекторы из архитектурного бюро John McAslan + Partners. Банкир вообще не жалел денег на своё хобби. В интервью он признавался, что музей приносит ему полтора миллиона долларов годовых убытков, а саму коллекцию в несколько сотен полотен оценивал в 25 миллионов долларов. Но эксперты почему-то называли сумму в пять раз меньше.
Церемонию открытия музея посетили министр культуры Мединский, бизнесмен Пётр Авен, режиссёр Кирилл Серебренников, скульптор Зураб Церетели, не забыл Минц позвать и хороших друзей — сатирика Михаила Жванецкого и Анатолия Чубайса. Музей гремел на всю страну, проводя выставки по всей России. Банкир не только любовался коллекцией картин в собственной галерее, но и финансировал крупные театральные фестивали и другие виды искусства.
Борис Минц стал первым лауреатом премии "Милосердие" Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова и награждён премией Екатерины Романовны Дашковой в номинации "Меценат". Кроме того, Минц — вице-президент Международного еврейского конгресса и почётный профессор Тель-Авивского университета.
Возможно, в дождливом Лондоне предприниматель очень скучает по своему главному детищу — Музею русского импрессионизма. Но до сих пор там числится советником руководителя его невестка — супруга старшего сына Дмитрия Юлия Минц. А руководитель музея уже несколько месяцев раздаёт антикризисные интервью с общим посылом, что у музея всё в порядке.
Было у банкира три сына — двое сбежали от следствия за границу.
Дети Бориса Минца — старший сын Дмитрий и близнецы Игорь и Александр — закончили МГИМО, только старший выбрал специальность "менеджмент и маркетинг", а близнецы — факультет международных экономических отношений. Минц-старший считал, что сыновья должны с детства работать, и договорился с владельцем "СДМ-банка" Анатолием Лацманом о бесплатной стажировке, которую после учёбы прошли его младшие дети, там же потрудился и старший сын, который ещё школьником работал курьером в отцовском "Открытии" — перевозил особо ценные векселя на миллионы рублей.
Минцы сторонятся британских светских раутов, даже вездесущие лондонские таблоиды про них не пишут. Но летом 2019 года Высокий суд Лондона запретил Борису Минцу и троим его сыновьям отчуждать имущество на сумму в пределах 572 миллионов долларов по всему миру. Такое решение было вызвано иском, который подали банк "Открытие" и Банк непрофильных активов.
"За Минцами мы, естественно, пойдём, объём требований огромный к группе, к бизнесу, которым они владели и владеют. Мы готовим судебные процессы на Кипре, в Лондоне", — говорил в интервью Forbes Александр Соколов, глава банка "Траст" (ранее назывался Банк непрофильных активов. — Прим. Лайфа).
Эти британские тяжбы наверняка отравляют Минцам комфортную жизнь в Лондоне не меньше, чем тоска по брошенной при поспешном бегстве коллекции.
В Лондоне — Высокий суд, в России — твёрдые нары
Чем может грозить предпринимателю возвращение в Россию? Согласно закону, при пересечении государственной границы Минц будет заключён под стражу на два месяца.
Беглому банкиру заочно предъявлено обвинение по части 4 статьи 160 УК РФ "Растрата в особо крупном размере", максимальное наказание по ней составляет десять лет колонии. Для уже далеко не молодого бизнесмена такой срок может стать фактически пожизненным приговором. Видимо, он предпочтёт до конца жизни терпеть серый лондонский смог.