Блуд в Славянской мифологии
Блуд — персонаж славянской мифологии, нечистая сила, которая сбивает с дороги. У русских «блуд» обозначает духа, заставляющего плутать в лесу, а иногда также в поле и дома. Само слово «блуд» — общеславянское и в большинстве славянских языков означает «ошибка, заблуждение, блуждание». Часто блуд представлялся как нечто невидимое и неперсонифицированное, но при этом реальное, однако иногда мог представать в образе животного или человека.
В восточнославянской мифологии также способны сбивать с дороги черти, лешие, болотники, лесные и болотные люди, русалки, полуночницы, полудницы, блуждающие огни, ведьмы, Дед Кострубатый. Многие из этих существ способны принимать облик различных людей, часто выступающих попутчиками, и животных.
Согласно сказкам и былинам, оказавшийся под воздействием блуда человек не способен сориентироваться на местности, на которой он оказался, и может долго блуждать, ходя кругами, иногда даже в небольшом пространстве. Перед ним как будто возникают непреодолимые преграды, или ему просто становится нехорошо, и он теряет все ориентиры. Блуд водит человека, пока тот не окажется в каком-нибудь труднопроходимом месте. В некоторых случаях заблудившийся может погибнуть.
Блуд — это полиморфный персонаж. Он может восприниматься, как нечто, лишённое чётких внешних признаков и не имеющее ни человеческого, ни животного вида, — что-то невидимое, страшное, аморфное, неперсонифицированное, но тем не менее реальное. Есть легенда, что блуд — это демон, скинутый с неба, но не успевший долететь до земли и зависший в воздухе.
В то же время в ряде историй блуд появляется в виде животных (козы, пса, кошки, птиц), человека, иногда карлика, предмета, света. Может блуд появляться и в виде свечения — мигает на одном месте, а когда человек подходит, то переносится на другое место. Когда идут два товарища, блуд может имитировать голос одного из них и сбивать таким образом с пути второго, тот же, чей голос имитируется, при этом как будто окаменевает и лишается сил. Однако, как правило, блуд не имеет звуковых проявлений.
Народ верил, что в основном не сам человек теряет дорогу, а его водит нечистая сила. Оказавшийся под воздействием блуда человек не способен сориентироваться на местности, на которой он оказался, и может долго блуждать иногда даже в небольшом пространстве, причём как в «чужом», так и в «своём» и хорошо знакомом, например, в селе или около него, на огороде, в доме и даже на печи. Перед ним как будто возникают из ниоткуда леса, горы, реки, стены. В иных случаях, по определению одного из рассказчиков, «в голове делается нехорошо», как при помрачении рассудка, внезапно теряются все ориентиры, и человек не понимает, как попал в это место и как ему теперь выйти на дорогу. Человек ходит вокруг того места, которое ему нужно, но попасть туда не может. При этом жертва блуда часто ощущает головокружение, панический страх и отчаяние.
Согласно народным представлениям, блуд водит человека до изнеможения, издеваясь над ним. Он может завести в какое-нибудь непроходимое место: в болото, в воду, в непролазную чащу, в овраг, где делает с жертвой, что ему вздумается. Например, в одной истории блуд в образе женщины водит мужчину до полуночи, а после заводит его в ров и там так бьёт, что мужчина погибает на следующий день. На берегу Белого моря рассказывали, что блуд может подхватить и унести человека или животное, в дальнейшем он приносит их к близким, но если не успеть забрать их тут же, то он разорвёт их на мелкие кусочки. Зимой блуждания часто заканчиваются замерзанием жертвы. По некоторым представлениям, встреча с блудом могла предрекать несчастья.
Считалось, что блуд не имеет привязки и к какому-либо определённому месту, хотя рассказывали также, что есть такие локации, где шанс заблудиться больше, например, в Украинских Карпатах был лес, который так и назывался Блудник. Считалось также, что блуд «цепляется» в тех местах, где кто-то повесился, где было совершено убийство или где закопан задушенный матерью младенец или самоубийца. В ряде случаев народ объяснял действие блуда сознательным или неосознанным нарушением запретов, правил поведения в некотором месте, хозяином которого является некий дух. Например, считалось, что нельзя в лесу переступать через поваленные деревья, наступать на сухие ветки и непонятные предметы, нельзя громко разговаривать, кричать, свистеть и бегать. Блуждание могло начаться вследствие попадания на тропу, на след или в место, принадлежащее духу, касания камня, в котором он обитает, наступания на «блудный корень» или «блудную траву» или переступание через них.
Повсеместно распространены представления, что блуд может начать водить, если дорогу перейдёт баран, заяц, поп или женщина. Человек мог заблудиться, если выйдет из дома в «недобрый» час или если перед уходом он будет проклят. Считалось, что особенно легко могут заблудиться пьяные, а также люди неблагоговейные и суеверные.
Чтобы не заблудиться, славяне традиционно рекомендовали при выходе из дома произвести одно из следующих действий: присесть, перекреститься либо помолиться, либо произнести формулу-оберег (например: «Не сама я иду. Иисус Христос впереди, Божья Матерь позади, я — посередине. Что им — то и мне»). Также советовали вернуться назад перед выходом, чтобы возвратиться сюда и потом. Считалось, что блуждание предотвращают взятые с собой вещи из металла, кусок хлеба, чеснок, конский помёт, положенный в башмак четырёхлистный клевер. Считалось, что блуд не может повлиять на первенцев и тех, кто ест неочищенный чеснок. Если приходилось проезжать мимо могилы самоубийцы, то на неё необходимо было бросить ветку, камень или ком глины.
Для избавления от блуда советовали вспомнить, на какой день недели в этом году выпадали Рождество, Благовещение или Пасха и какие блюда тогда подавали. Предлагалось также вспомнить, кто стоял по правую руку от заблудившегося во время причастия, какое евангелие читали в воскресенье, или день своего рождения и крещения. Все эти средства опираются на представления о магии сакрального начала. После советовали взять земли из-под ног и посыпать себе на голову. Рекомендовалось остановиться, сделать передышку — например лечь лицом вниз, или немного посидеть на пеньке, в наиболее радикальной форме — раздеться, лечь и заснуть или имитировать сон. Блуждающий мог посмотреть внутрь обуви, заткнуть юбку за пояс, снять один башмак и кинуть его за спину или сделать девять деревянных крестиков и бросить их перед собой. Если человек ехал на волах, предлагалось поскидывать с возу все верёвки. Существовали поверья, что от блуждания можно избавиться с помощью еды; на Пасху съесть освящённый хрен, а когда заблудишься, то произнести: «Святой хрен, выведи меня на дорогу», либо «Хрен его знает, где я хожу». Также можно попробовать откупиться от вызывающего блуждание духа едой либо водой или пообещать ему вознаграждение. Традиционно от действия вызывающей блуд нечистой силы помогало перекрещивание, молитва, вспоминание Бога либо же, наоборот, грубая брань и произнесение бессмысленных фраз, например, «Приди вчера!». Также можно переодеть наизнанку, задом наперёд или слева направо всю свою одежду и/или обувь или отдельные её предметы или согнуться и посмотреть себе между ног (возможно, со словами «Мне туда дорога»). «Вождению» приписывали и случаи пропажи людей и скота. Помочь вернуть заблудившегося могли колдуны, молитвы близких, особым образом отслуженные молебны, выкрикивание имени пропавшего в дымоход.