В Екатеринбурге возбуждены сотни дел, но не раскрыто ни одно дело тел. мошенничества
— Как много заявлений от обманутых телефонными мошенниками горожан поступает в полицию Екатеринбурга?
— Непосредственно к нам в управление по городу в неделю поступает 3-4 сообщения о телефонных мошенничествах. К нам передают случаи, когда ущерб превышает 300 тыс. рублей. Что касается ситуации в городе вообще, то в сутки совершается 7-10 телефонных мошенничеств. По некоторым еще не приняты решения в связи с тем, что не хватает выписки по банковским счетам. Да, никто не сомневается в самом факте мошенничестве, но есть определенный регламент, перечень определенных документов для того, чтобы возбудить уголовное дело.
С начала 2020 года в нашем отделе возбуждено 290 таких уголовных дел.
Если смотреть по месяцам, то, например, в январе возбуждено 20 уголовных дел, в феврале — 36, в марте — 50. Летом был небольшой спад: 12 — в июне, 14 — в августе. Под конец года мошенники активизировались: в октябре — 32, в ноябре — 54, в декабре на сегодня возбуждено 9 уголовных дел.
— По какой схеме чаще всего действуют мошенники? Кем представляются?
— Наиболее популярны два сценария.
Первый: «сын попал в ДТП». Мошенники звонят под предлогом того, что кто-то из близких совершил ДТП, в результате которого человек погиб. Для того чтобы решить вопрос, необходимо заплатить определенную сумму. Причем разговаривают они убедительно. Один звонит какому-то пенсионеру, говорит: «Мама-папа, я задавил человека». На эмоциях, связь не очень хорошая, не поймешь, кто звонит. После этого передает трубку другому, тот представляется следователем, называет фамилию, должность, объясняет ситуацию. Суммы разные. В том деле, что я расследовал, просили от 3 млн, но довольствовались тем, что дают.
Один из жуликов обрабатывает человека. Второй в это время уже ведет курьера. Для этого вербуют обычного таксиста. Не говорят про суть ситуации, делают ему предоплату солидную, от которой он не может отказаться, потому что легкие деньги. Таксист забирает у стариков деньги, привозит, получает процент за услугу. Некоторые, пока в полицию их не вызовут, не понимают, в чем участвовали.
Второй — «банковский», самый популярный, он сегодня во всех новостях, правительство уже об этом будет скоро говорить.
Звонят, представляются сотрудниками банка, вводят людей в заблуждение относительно их счетов, говорят, что проводятся какие-то сомнительные операции, не приобретали ли вы какой-нибудь товар, корни уходят в какой-нибудь Саратов, знаете такого-то человека, если нет, то мы сейчас можем срочно отменить операцию, назовите коды, сейчас придут СМС. Мы для вас создали резервную ячейку, номер счета такой-то. Одну женщину настолько в заблуждение ввели, что ей кинули документ банка с печатью, что депозитный счет на нее уже открыт. Женщина на это повелась и перевела три с лишним миллиона.
— Что за новая схема, когда людям моментально оформляют кредиты?
— Да, раньше они просто переводили деньги со счетов. Часть людей перестала на это вестись, мошенники придумали другой вариант. Сейчас они оформляют кредиты по персональным кодировкам. Электронная подпись и есть этот персональный код, он прописывается в договоре при оформлении кредита. А люди удивляются, что им не дали кредит на телевизор, а тут моментально оформили миллион и больше по двум СМС. Сбербанк пока до этой системы не дошел, а коммерческим банкам ведь все равно, кто будет платить — жулик или честный гражданин. Потерпевшие пытаются оспорить через суд, но на них продолжают вешать «просрочку», несмотря на то что возбуждено уголовное дело. Люди судятся, пока нет ни одного решения в пользу граждан.
Мы потом пытаемся получить выписку, куда ушли эти деньги, оформленные как кредит. Банк дает какие-то выписки, но не те, что нам нужно. Сбербанк, «Альфабанк», ВТБ, «Кольцо Урала», «Райффайзенбанк», «Тинькофф банк» — эти банки взаимодействуют, потому что это их репутация, клиентская база. Служба безопасности банков старается контролировать эти моменты при взаимоотношениях с правоохранительными органами.
С другими банками сложнее, не всегда охотно сотрудничают.
— Как мошенники выбирают жертв?
— Вероятнее всего, у них есть человек, который имеет доступы к банковской информации. Или просто умеет взламывать счета, банковские серверы, чтобы отследить, какая сумма находится на счете. Обычному человеку, имеющему доступ в интернет, это не сделать без специальных знаний. Звонят, зная счет и номер карточки потенциальной жертвы. У человека нет сомнений: сотрудник говорит грамотно, называет Ф. И. О., год рождения, паспортные данные, адрес регистрации, номер счета в банке, последние цифры в банковской карточке. И человек верит, что звонит сотрудник банка.
— Много мифов, кто эти люди и откуда: что «лже-Сбербанк» звонит с зоны или из бывших республик СССР. Кем чаще всего оказываются эти люди?
— Иногда это действительно совершается из колоний, недавно даже была такая история в центральных новостях. Есть информация, что существуют определенного рода домашние кол-центры, когда группы лиц, умеющие обращаться с IT-технологиями и интернет-ресурсами, «работают» из обычных квартир. Есть информация, что такие люди есть в России, есть в Белоруссии и на Украине.
Из последних случаев — у нас была аудиозапись, на которой акцент явно украинский. Возможно, он был откуда-то из Белгорода. Свердловчанам, например, мошенники звонят преимущественно из соседней Башкирии.
— Какова раскрываемость таких дел? В обществе уже есть стереотип, что полиция пока бессильна против таких мошенников.
— Этот тип преступления достаточно новый. Определенной наработанной практики нет, она только складывается. Наш отдел был создан год назад, в октябре 2019 года, в связи с участившимися случаями такого вида мошенничеств. Методика только нарабатывается.
Сейчас пошли методические рекомендации, собранные сотрудниками Главного следственного управления Следственного департамента. Раскрываемость только начинается. Например, недавно в Москве была задержана группа мошенников, и выяснилось, что есть свердловские жулики, которые имеют к этому отношение.
На счету нашего отдела законченных дел по банковскому мошенничеству пока нет. Их очень сложно раскрыть, и надо учитывать и фактор пандемии.
Когда нам надо получить ответ, чтобы от него дальше отталкиваться куда-то, из-за пандемии многое усложняется. Сейчас собираем документы, готовим в суд первое дело по кол-центру. У нашего обвиняемого была функция обналичивания денег. Они приходили к нему, потом он раскидывал их на разные счета по указанию конкретных лиц.
— Как складываются отношения с сотовыми компаниями? Предоставляют ли они информацию?
— Взаимосвязь у нас налажена. Банки отвечают нам без судебного решения, как позволяет нам закон «О полиции». Сотовые компании о принадлежности абонентских номеров нам тоже отвечают.
В соответствии с законом, чтобы узнать местоположение того или иного номера, мы делаем ходатайство, проверяем принадлежность абонентского номера, проверяем, что абонент не является спецсубъектом. Суд рассматривает и, как правило, удовлетворяет их, получаем информацию о биллинге.
— Кто становится жертвами мошенников?
— В случае «ваш сын сбил кого-то», как правило, — люди в возрасте. У банковских мошенников тоже поначалу в основном жертвами были пенсионеры.
Сейчас ситуация изменилась, есть потерпевшие абсолютно всех возрастов. Нам приносили недавно запись разговора «звонаря» с гражданином, который раскусил его. Так тот прямо сказал, что обманывать стариков им уже неинтересно, что с молодежью «работать веселее».
Был случай, когда женщина, грамотная, знающая о компьютерных технологиях, даже дошла до банка, но по телефону ее продолжали убеждать, что в банке мошенники, а они в трубке настоящие, и она в итоге вышла из банка и отправила им деньги.
— Как быстро человек понимает, что его обманули?
— Моментально. Как только деньги отправит, тут же и понимает. Например, было у человека на счету порядка 2 млн рублей. Ему звонят, сообщают, что на его счет идет атака, надо срочно обналичивать деньги и класть их на резервный номер телефона. Уже даже не счет, а номер телефона! И кидают ему кучу номеров. И человек в течение трех часов стоит у банкомата и отправляет на абонентские номера по 15 тыс. рублей. Как только отправил последние деньги, он задумался, что натворил, и пошел в полицию. Сейчас говорит: верните мне мои деньги.
— Какая-то профилактика телефонного мошенничества существует?
— Такая работа ведется постоянно. Но это все равно, что объяснять человеку, что на красный свет дорогу переходить нельзя. Он послушает, посмотрит по сторонам и все равно побежит через дорогу.
Сейчас даже подумываем голосовое оповещение запускать в общественном транспорте, метро. Объясняешь, профилактику проводишь, участковые расклеивают листовки с объяснением на подъездах. Люди послушают и тут же отправляют деньги мошенникам.
— О чем и как стоит поговорить с родственниками, чтобы они не стали жертвами телефонных мошенников?
— В первую очередь я бы настоятельно рекомендовал ни в коем случае не сообщать персональные данные непонятно кому. Не называть CVC-код на обратной стороне банковской карты, личные пароли, приходящие на телефон. Не говорить, в каких еще банках есть счета. И нужно сразу звонить в банк, выяснять информацию.
У мошенников есть такая схема: звонят, говорят, что из такого-то банка. Клиент отвечает, что у него карта там заблокирована, что он теперь вообще, например, в «Альфабанке». Мошенник говорит: никаких проблем, сейчас вам перезвонит сотрудник «Альфабанка».
Тут же по подменной программе звонит человек с абонентского номера «Альфабанка» и начинает разводить. Гражданин видит, что номер правильный, и верит.
https://eanews.ru/news/vozbuzhdeny-sotni-del-ne-raskryto-ni-odno-v-politsii-yekaterinburga-sozdan-otdel-po-borbe-s-telefonnymi-moshennikami_09-12-2020