Как Мэрилин Монро стала главным мифом о женщине ХХ века?
Норма Джин
Мэрилин Монро (1926–1962) не просто так связала свою жизнь с кино: ее мать занималась монтажом на голливудской студии. К сожалению, детство Мэрилин (урожденная Норма Джин Бейкер) было несчастливым. Она постоянно меняла приемные семьи, в которых ее часто домогались. Ее родная мать была психически больна, но иногда забирала ее по выходным, чтобы сводить девочку в кино. Красивые истории с обязательным хеппи-эндом помогали Норме отвлечься от своих проблем. Именно тогда у нее появилась мечта о кино.
Чтобы сбежать от семейных проблем, Норма рано вышла замуж, но брак ей не помог. Однако судьба подарила ей шанс: на завод, где она работала, приехал фотограф, который должен был сделать агитационные снимки работниц. Так началась ее модельная карьера.
Часто Мэрилин Монро изображают пустоголовой красавицей, которая достигла всего лишь благодаря своей внешности. Но у молодой Нормы, не получившей даже полноценного школьного образования, не было других ресурсов. Она прекрасно понимала, что в послевоенной Америке у женщины самого простого происхождения больше нет никаких других возможностей, чтобы пробиться.
Чтобы попасть в Голливуд, ей пришлось согласиться с образом красивой и наивной дурочки, который ей сразу же навязали продюсеры. Но, в отличие от многих голливудских старлеток, она не просто ждала «звездной роли». Мэрилин бралась за любую работу, изучала актерское мастерство, танцы и много времени проводила на съемочной площадке, наблюдая, как работают другие актеры.
Она покрасила волосы, изменила имя, нашла гримера, который помог разработать ее фирменный макияж – то есть согласилась вписаться во все голливудские стандарты, чтобы достичь успеха. Но оказалось, что, идя на поводу киноиндустрии, она загнала себя в ловушку.
Сексуальная блондинка
После первых успехов и больших гонораров Мэрилин сразу же нацелилась на серьезные роли. Она даже изучала психоанализ, чтобы лучше понимать своих героинь. Но ее никто не воспринимал всерьез – даже тогда, когда ее имя стало приносить студиям большие деньги. Коллеги по съемкам относились к ней снисходительно и просили ее просто «быть сексуальной», а студия постоянно пыталась заплатить ей меньше денег.
Мэрилин продолжала сниматься и работать, несмотря на болезни, выкидыши и ухудшающееся ментальное здоровье. Когда на съемках «Что-то должно случиться» (1962) у нее начался гайморит, студия «20th Century Fox» заявила, что она притворяется. Мэрилин получила дурную славу актрисы, которая опаздывает на съемки и забывает текст – но чаще всего это поведение было ответом на конфликты с режиссерами, которые отказывались принимать ее видение роли, заключавшееся в желании добавить героине глубину. Постоянное давление, преследование прессы и неудачная личная жизнь толкнули ее на путь зависимости от препаратов и алкоголя. Такое прощалось актерам-мужчинам, но не ей.
Лучшая роль
Несмотря на то, что Мэрилин стала секс-символом еще при жизни, ей крайне претил этот статус. Она считала, что ее превращают в вещь. В отличие от другой голливудской блондинки Грейс Келли, на старте карьеры у нее не было козыря в виде происхождения из высшего класса, поэтому с мнением Мэрилин не считались.
Чтобы придать своему имени вес, она основала компанию Marilyn Monroe Productions. Пресса высмеяла ее, но актрисе действительно удалось на время склонить чашу весов в свою сторону. Голливуд середины ХХ века очень отличался от современного: актеры в основном застревали в одном амплуа, а творческая жизнь актрис длилась недолго, и их быстро сменяли более молодые.
Но Мэрилин изо всех сил боролась за себя и свою мечту. Она хотела сыграть Катерину из «Грозы». Она была прекрасной комедийной актрисой, но она также проявила себя и в драме («Автобусная остановка», «Неприкаянные»).
Но в итоге лучшей ролью Мэрилин оказалась роль самой себя: она создала восхитительный и идеальный образ, который полюбил весь мир. Она подстроилась под все требования времени и сыграла глупую, хрупкую и наивную блондинку. Она стала идеалом послевоенной Америки – привлекательная, но нуждающаяся в мужском одобрении, сексуальная, но инфантильная, мягкая и восторженная. Она помогала справиться с паранойей холодной войны, угрозой атомного оружия и страхом перед коммунизмом. Зрели социальные волнения, поэтому в 50-е образ уверенной в себе женщины 40-х стремительно терял популярность.
Сама Норма Джин никогда такой не была – она была упорной, трудолюбивой и, безусловно, умной, несмотря на отсутствие формального образования. Она постоянно работала над собой, но всю ее историю хорошо описывают слова ее героини из фильма «Джентльмены предпочитают блондинок» (1953): «Я могу быть умной, когда это нужно, но большинству мужчин это не нравится».
Политические взгляды
Несмотря на то, что актриса стала символом последних лет «невинности Америки», когда страна отчаянно игнорировала нарастающие социальные проблемы, Мэрилин не боялась высказывать свою политическую позицию. Она выступала против расизма и даже помогла Элле Фицджеральд начать карьеру. Не боялась, что связи с левыми интеллектуалами испортят ее карьеру. Она просила журналистов печатать ее слова о расовых проблемах, но СМИ был больше выгоден ее несерьезный образ и любовные драмы.
Смерть
Возможно, Мэрилин и смогла бы преодолеть созданный образ глупой блондинки, начни она сниматься в независимых фильмах «Нового Голливуда». Но она не выдержала давления, которое на нее оказывало общество. Официально ее смерть была вызвана передозировкой лекарствами, но мгновенно появились слухи о том, что она была убита по заказу семьи Кеннеди, хотя ее роман с кем-либо из Кеннеди так и не был официально подтвержден. Смерть актрисы вызвала целую волну самоубийств по всей стране. Монро превратилась в жертву голливудской системы звезд и стала легендой.
Мэрилин превратилась в квинтэссенцию женственности. Но страшная правда заключается в том, что в начале карьеры у нее не было другого выхода. Она подстроилась под желания общества, но оказалась лишь секс-символом, вещью, которой приятно обладать. Кино так и осталось для нее красивой иллюзией: ее жизнь была тяжелой, но зато на экранах кинотеатров она всегда была счастливой и прекрасной.
До ее смерти никто не захотел узнать, что же скрывалось за красивой картинкой. Она стала парадоксальным идеалом, который сам же доказал свою нежизнеспособность. Трагическая история Мэрилин должна напоминать нам, что образ – это миф, и всегда стоит стараться увидеть за ним живого человека.
- 15 шокирующих гипотез о смерти Мэрилин Монро
- За редкое фото с молодой и почти голой Мэрилин Монро просят $4000
- Знаменитости, для которых смерть – это не повод перестать зарабатывать
- Сногсшибательные фотографии со съемок фильма "Джентльмены предпочитают блондинок"
- Эксклюзив: на аукцион выставят неопубликованные ранее фотографии Мэрилин Монро