Как история о самозванке стала главной сказкой о России?
Мультфильм критиковали за искажение истории, но, несмотря на это, его полюбили не только по всему миру, но и в России, а сцена со словами «Бабуля, это я – Анастасия» стала одной из самых цитируемых.
Кем была великая княжна Анастасия?
Великая княжна Анастасия Романова – четвертая дочь императора Николая II и Александры Федоровны и самая младшая из сестер. Княжна любила балы, активные игры и не слишком усердно училась. У нее была любимая собачка-шпиц, без которой она не ложилась спать. Ее вспоминали как жизнерадостную и щедрую девушку, которая постоянно смеялась. Анастасию расстреляли вместе с семьей в Екатеринбурге. Однако почти сразу после этой трагедии стали распространяться слухи о том, что одна из дочерей царя спаслась. Думали, что это именно Анастасия – возможно, потому, что ее имя значит «возвращённая к жизни».
Самозванка
Интерес к Анастасии во всем мире был связан с тем, что многим хотелось верить в чудесное спасение хотя бы одной княжны. Версий было множество: от подмены девушки на кого-то из прислуги до того, что она чудом избежала расстрела.
Появилось более 30 самозванок, но самой известной и успешной стала Анна Андерсон. Она рассказывала, что спаслась благодаря драгоценностям, спрятанным в одежде, а потом ей помог влюбленный в нее охранник по фамилии Чайковский. Только после ее смерти в 1984 г. было установлено, что она была Франциской Шанцковской, рожденной в Польше. Ранения, которые она выдавала за следы расстрела, оказались травмами, полученными во время работы на берлинском заводе. Несмотря на то, что ее отвергли большинство из тех, кто был лично знаком с царской семьей, она до конца своей жизни эксплуатировала историю о своем происхождении.
Тем не менее история самозванки стала основой для сказки о выжившей княжне. В 1956 г. вышел фильм «Анастасия» с Ингрид Бергман в главной роли, которая получила премию «Оскар» за эту работу.
Сказка
В очередной раз о княжне вспомнили в студии Fox Animation, конкурирующей со студией Disney, которая в начале 90-х сумела вернуть себе лидирующее место на рынке. Создать анимационный фильм предложили Дону Блуту и Гэри Голдману («Земля до начала времён», «Все псы попадают в рай»). Оба режиссёра-мультипликатора в свое время работали на Disney, а после ухода создавали анимацию, которая могла соперничать с работами их бывшей студии.
Им дали выбор между адаптацией фильмов «Король и я», «Анастасия» или «Моя прекрасная леди». Несмотря на то, что выбрали историю о русской княжне, в фильм добавили элементы пьесы «Пигмалион» (на ее основе снята «Моя прекрасная леди») – про превращение сироты в прекрасную принцессу.
Познакомившись с историей Анастасии, режиссеры решили, что это она слишком мрачная для детского мультфильма. Поэтому было решено убрать из сценария расстрел и политику, а главным злодеем сделать Распутина – фигуру, окутанную мифами и мистикой. Он стал виновником не только смерти царской семьи, но и революции. А самозванка Анна Андерсон превратилась в настоящую и чудом выжившую Анастасию Романову.
Исторические ошибки
Конечно, создатели ничуть не претендовали на историческую достоверность. Поэтому фильм пестрит всевозможными ошибками. Например, костюмированный бал, о котором вспоминает Анастасия, происходил в 1903 г., а празднование столетия дома Романовых было в 1913, а не в 1916 г. Санкт-Петербург в момент взросления Ани уже назывался Петроградом, а вдовствующая императрица Мария Федоровна на самом деле не искала внучку и жила в Копенгагене, а не в Париже.
Таких ошибок в фильме очень много, поэтому перечислять их можно бесконечно долго. Но стоит сказать, что ни одна из ошибок не является оскорбительной, и нужны они лишь для упрощения истории и романтизации образа Анастасии.
Причины успеха
Мультфильм часто называют работой студии Disney, а саму Анастасию – принцессой Disney. И это неудивительно, ведь очевидно, что Fox Animation Studios пытались создать что-то похожее на работы студии-конкурента. Зрителям уже были знакомы подобные формулы, и поэтому мультфильм был хорошо принят публикой.
Анастасия похожа на новое поколение принцесс 90-х гг.: Белль, Покахонтас и Жасмин. Она самостоятельная, смелая, может постоять за себя и сама побеждает Распутина, а не ждет помощи со стороны. Сам же Распутин напоминает Джафара из «Аладдина», а его мотивация схожа с мотивацией Малефисенты из «Спящей красавицы». Вдобавок его музыкальный номер «Во мраке ночи» (In the Dark of the Night), который он исполняет в чистилище, по исполнению и оформлению напоминает песню «Будьте готовы» (Be Prepared) из «Короля Льва», которую пел Шрам в пещере перед гиенами. А очаровательный помощник злодея Барток напоминает типичного комичного помощника вроде краба Себастьяна и попугая Яго.
В фильме много запоминающихся песен, и «Однажды в декабре» (Once Upon a December), написанная Дэвидом Ньюманом, до сих является одной из самых популярных новогодних композиций. А танец Анастасии в заброшенном Зимнем дворце под эту песню – одна из лучших сцен в фильме.
При этом в мультфильме чувствуется фирменный стиль Дона Блута, а сама история не заканчивается классическим счастливым финалом про воссоединение семьи. У «Анастасии» скорее открытый финал, но очевидно, что Дмитрий и Аня смогли преодолеть прошлое и начать новую жизнь.
Популярность «Анастасии» также была продиктована тем, что в 90-е годы весь мир пристально следил за процессом рассекречивания части документов, касающихся царской семьи. Особенно сильным интерес был в России, состояние которой на тот момент можно было сопоставить с периодом, описанном в «Анастасии»: одна большая империя пала, и на ее месте появлялась новая страна.
Кроме того, мы впервые увидели сказку, основанную на русской истории, где фигурирует Петербург и Зимний дворец. Его видел хотя бы на картинке каждый житель России – еще никогда сказка не была такой близкой.
В конце концов, «Анастасия» подкупила нас искренней историей: главная героиня оказывается дочерью царя, но для нее гораздо важнее обрести себя и избавиться от призраков страшного детства. Она обретает внутреннюю силу, и именно это оказывается настоящим волшебством. Несмотря на очень серьезный посыл, в мультфильме много юмора, который не дает заскучать. А невероятная анимация от Дона Блута заставляет забыть и об исторических погрешностях, и о собственных тревогах.