За маской вредной старушки
Римма Успенская
Старуха Шапокляк – это собирательный образ, в котором отражены черты обычных женщин. Одной из них была бывшая жена писателя Эдуарда Успенского. По его словам, Римма Успенская обладала вредным и строгим характером. И с ней было нелегко. Вместе они прожили около 20 лет, хотя этот брак был далек от идеального.
По воспоминаниям их дочери Татьяны в детстве она часто становилась свидетелем ссор и ругани. «Отец выпивал, иногда уходил к другим женщинам и, конечно, мать не была довольна. Возможно, мама тоже была в чем-то не права, раз это происходило », – говорила Татьяна в своих интервью. Но на отца у нее осталась обида, в том числе из-за того, что он не указал ее в завещании. Все наследство досталось его приемным дочерям.
Эдуард Успенский рассказывал журналистам, что сам удивлялся тому, как долго они смогли прожить с Риммой. «Мужчина выбирает партнершу по образу матери. А моя мать была женщина со скверным характером. Поэтому я выбрал себе подругу жизни, которую не любил », – так говорил писатель в своих интервью.
Римма Успенская была далека от искусства. Она всю жизнь проработала инженером, а в 2014 года в возрасте 77 лет скончалась после продолжительной болезни.
Теща художника
Откуда взялся характер вредной старушонки примерно понятно. А как появилась ее нестандартная внешность?
Когда известный художник-мультипликатор Леонид Шварцман женился, его теще было за 50. Но она по-прежнему оставалась обаятельной, ухоженной женщиной. Ее седые волосы были собраны в пучок, а на голове красовалась модная шляпка. Улавливаете сходство?
«Она была женщиной из другого времени: красивая, стильная, с аристократичными манерами. Я только удлинил ей носик и сделал лукавые глазки », – рассказывал художник.
А подсказку к такому образу ему дало прозвище мультяшной героини. Шапокляк – это складная шляпа-цилиндр времен XIX века. Так у старушки к внешности добавились жабо и белые манжеты.
О своей теще Нине Францевне художник вспоминает с теплотой. Говорит, что она полный антипод старухе Шапокляк как по характеру, так и внешне (не считая отдельных деталей образа). Теща художника была простой женщиной, далекой от мира искусства. И о ее судьбе ничего неизвестно.
Образ русско-имперской интеллигенции
Многие замечали, что манерой одеваться старушка Шапокляк явно не вписывается в советскую эпоху. Да и одета она настолько идеально с точки зрения стиля, что ей позавидовала бы сама Коко Шанель.
Бытует мнение, что такой образ был создан неслучайно. И вредная старушка, противящаяся дружбе, олицетворяла собой имперскую интеллигенцию дореволюционных времен. То есть идеальная внешне, но злобная внутри. Случайное совпадение или тонкая пропаганда? Точно мы этого уже не узнаем.