«Партизанская деревня»: война и быт народных мстителей Великой Отечественной
«Партизанская деревня» — это экскурсионный комплекс в подмосковной Кубинке. Задача экспозиции под открытым небом — рассказать об истории партизанского движения, о жизни и быте тех, кто с первых дней войны встал на защиту Родины. Экскурсоводы отмечают, что комплекс — это собирательный образ партизанских отрядов, существовавших в годы Великой Отечественной войны на территории Советского Союза. Привязки к какому-то определенному отряду нет.
На входе в «Партизанскую деревню» посетителей комплекса встречает трофейная немецкая пушка калибра 37 мм Pak 35/36 и советский миномет образца 1937 года БМ-37.
Всего на территории «деревни» находится около 20 объектов. За их воссоздание отвечали специалисты военных музеев Московской области. Все сооружения строили, основываясь на документальных описаниях партизанской жизни и быта времен ВОВ.
По словам экскурсовода Татьяны Беднарской, чаще всего партизаны ночевали прямо под открытым небом и подобная деревня — это большая редкость и даже роскошь. Стоит понимать, что в одних отрядах могли быть и школа, и баня, а в других — лишь пару шалашей или землянок.
Главным критерием для размещения отряда была скрытность. Партизаны выбирали труднопроходимые леса и болота. Естественно, все партизанские лагеря очень тщательно охранялись — на ближних подступах выставлялись часовые, на дальних — патруль.
Если большинство объектов «деревни» — стилизация, то эта землянка — наиболее правдивый пример того, как выглядели партизанские сооружения времен войны. В начале войны, после случаев, когда люди оказывались блокированы врагом внутри землянок с одним входом, партизанские жилища стали строить с запасным выходом и окном. Так что, в случае нападения, землянка могла превратиться в оборонительный пункт.
Помимо землянок, в качестве примера партизанского жилища в «деревне» есть «шалаши» и «заслоны», сделанные из еловых веток.
В крупных отрядах строили штабные землянки. Как правило, на столах в штабе всегда были развернуты карты, как свои, так и трофейные, вражеские — руководители партизанских соединений проводили совещания, планировали диверсии. Здесь же вручали награды бойцам. На стене всегда висело знамя отряда. Чаще всего это был просто кусок красной материи, на котором вручную была вышита советская символика. Также в штабе висели портреты Сталина, Ленина. Большинство штабных землянок имело свои радиостанции.
В отрядах заботились и о политическом воспитании. Занятия могли проходить как на улице, в частности, вечером у костра, так и в «Красном уголке». И если штаб принадлежал командованию, то этот блиндаж — для всех остальных. Если в отряде имелся проектор, то в «Красном уголке» могли показывать фильмы. Известны случаи, когда партизаны даже ставили небольшие спектакли. Все опять же упиралось в размеры соединения и имеющиеся ресурсы.
Партизаны не только уничтожали врага в тылу, но и агитировали население. Для этого в отрядах были типографии. Если же ресурсы не позволяли организовать печать информационных листовок, то приходилось писать их от руки или печатать на машинке.
Большой печатный станок был редкостью. В условиях дефицита бумаги листовки печатали либо на коре березы, либо на парашютном шелке. Поскольку на парашютах сбрасывали медикаменты и боеприпасы, печатать на ткани было экономически выгоднее. Да и при досмотре подобная «шелковка» не прощупывалась через одежду, что было несомненно плюсом, ведь за найденную листовку партизана обычно ожидал расстрел.
Медицинская землянка в «Партизанской деревне» очень маленькая, входить приходится по одному. Но такого медпункта, по словам экскурсовода, в отряде могло и не быть. Часто приходилось оперировать прямо под открытым небом, на еловом настиле, а для ампутации использовать, как это ни ужасно звучит, простые лобзики. В медицинском пункте «Партизанской деревни» есть все необходимое для операции — хирургический стол, носилки, инструменты и даже кое-какие медикаменты. В подобных операционных серьезно относились к дезинфекции — для очистки воздуха использовали мох.
Склад оружия и боеприпасов был одним из важнейших и особо охраняемых помещений. Но такое количество оружия в отрядах тоже встречалось нечасто. Боеприпасов не хватало, и у партизан было правило — оружие добудь себе сам.
Одной из задач партизанского движения было уничтожение инфраструктуры и живой силы противника. Взрывчатки не хватало, поэтому тротил приходилось вываривать из неразорвавшихся авиабомб и снарядов. Для этого использовалась специальная печка-плавильня.
Посетителям «деревни» рассказывают и про устройство «мины-нахалки», которая использовалась для подрыва железнодорожных путей. Такое название подрывное устройство получило из-за способа закладки — мину ставили прямо перед идущим поездом. Даже если машинист видел, что перед составом устанавливают мину и тормозил состав, поезд все равно подрывался, ведь тормозной путь составлял около 500 метров. Партизан в большинстве случаев убежать не успевал и погибал.
Еще один объект, который мог быть исключительно в больших партизанских соединениях — хозблок. В «деревне» показано, как могла выглядеть конюшня, кузница, лесопилка, скотный двор.
Баня в «Партизанской деревне» — действующая, но экскурсовод подчеркивает, что в годы войны в отрядах бани были «чудом». В лучшем случае партизаны пользовались парилками местных жителей. Но чаще всего приходилось обтираться снегом, а белье для дезинфекции «прожаривать» над костром.
В музейном комплексе есть действующая пекарня. Внутри пахнет хлебом, который пекут прямо здесь, во встроенной современной печи. По словам экскурсовода Татьяны, планируется, что тут будут проходить мастер-классы по выпечке.
«Жилая» часть — это три землянки. Каждая рассчитана на 5–7 человек. Обогревается жилище печкой-буржуйкой. В будущем в этих землянках за отдельную плату смогут заночевать посетители «Партизанской деревни». Правда, руководство музейного комплекса подчеркивает, что это не гостиница, в которой можно просто остаться на ночь. Пакет услуг, включающий в себя проживание в «деревне», пока только формируется, и что в него будет входить и какова будет стоимость «погружения» в партизанский быт — пока тоже не известно.
Еще одна необычная услуга, которой могут воспользоваться посетители — катание на собачьих упряжках и санях, запряженных лошадьми. И на том и на другом можно будет добраться из Музея бронетанковой техники до «Партизанской деревни». Весь путь занимает около часа. Так что гости музея смогут не только познакомиться с бытом партизан, но и почувствовать себя участниками событий тех лет.
Еще немного фото по ссылке: http://defendingrussia.ru/a/partizanskaja_derevnja-5011/
Источник:
34 комментария
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Или вот в Беларуси музей Млын - старая мельница, тоже можно снять для оргии или банкета.
Чем партизанен лучше?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Вся патриотическая лабуда последних летпросто пропитана развратом.Сисястые пионерки, шестидесятилетние вэтэраны на день семидесятилетия (!) Победы. Ко всему примешана коммерция, выгода, а значит пошлость.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена