Парень, попавший в саратовскую тюрьму здоровым, спустя 7 месяцев умер от страшных болезней
За что посадили
Как следует из приговора Красногорского городского суда, проблемы с законом начались у Тимура Костанова в 2018 году. 5 января ночью он продал за тысячу рублей один пакетик с 1,24 грамма амфетамина. Эксперты установили позднее, что он продал «значительный размер» психотропного вещества.
В тот день Тимура не задержали, зато оперативники поймали покупателя. Последний сдал продавца. С этого момента парень был «под колпаком» у местных полицейских.
Следующий эпизод преступления был зарегистрирован через несколько дней — 12 января. Тимур реализовал в подъезде одного из многоэтажных домов еще один пакет (1,18 грамма). Этот вес потянул уже на «крупный размер».
Вечером того же дня он еще раз встретился с первым покупателем и передал по его просьбе мизерную дозу — 0,1 грамма. После чего Тимур был задержан. Оказалось, наркоман-доносчик действовал в рамках оперативно-следственного мероприятия «Контрольная закупка».
Когда задержанного привезли в отдел полиции, он не стал отпираться. Рассказал, что купил запрещенное вещество 12-го января днем в Москве, у неизвестного человека для себя. Амфетамин взял в закладке в районе железнодорожной платформы «Ленинградская».
При обыске в присутствии понятых из кармана Костанова достали еще одну дозу — 0,34 грамма. Она также представляла собой «значительный размер».
Во время суда Костанов полностью признал вину.
С учетом всех обстоятельств дела (крупные и значительные размеры психотропного вещества), подсудимому дали 6,5 лет колонии строгого режима по нескольким частям 228-й статьи УК РФ («Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»).
Тимур Костанов был взят под стражу в зале суда 3-го июля 2018 года (до приговора он находился под домашним арестом).
Пройдет чуть больше 8 месяцев, и он будет освобожден от наказания по постановлению суда Заводского района Саратова в связи с тяжелой болезнью, доедет на поезде до дома в Подмосковье и умрет через сутки в Красногорской больнице на руках у матери от «букета» страшных, но не смертельных болезней. Среди них — ВИЧ и туберкулез. Его похоронят на местном кладбище 11 марта 2019 года. В этот день ему должно было исполниться 32 года.
Путь в Саратов
Около 1,5 месяцев Тимура держали в СИЗО в Московской области (город Волоколамск), где проводились медицинские обследования. Так положено поступать с каждым вновь прибывшим. Он сдал кровь на ВИЧ, на сифилис, прошел флюорографию. Никаких аномалий и заболеваний врачи тогда не выявили, поставив диагноз: «Практически здоров» (такой диагноз действительно существует).
Его мать — Ирина Костанова — ездила тогда к нему на свидание и подтверждает: он чувствовал себя хорошо, выглядел прекрасно, несмотря на условия содержания в СИЗО.
Женщина отметила, что обращалась в УФСИН РФ с письменной просьбой оставить сына отбывать наказание ближе к месту жительства, но получила отказ. Осужденного этапировали в Саратовскую область. С сентября 2018 года Костанов отбывал наказание в исправительной колонии строгого режима № 4 в городе Пугачеве.
По словам матери, первое время и там все было нормально. Она имеет в виду то, что угрозы для жизни сына не было. Если не говорить об общем положении дел в ИК № 4. Зарплата осужденных — мизерная, в бараке осенью низкая температура воздуха (заключенные спят, укрывшись и одеялами и фуфайками), высокие цены в магазине. Обо всем этом мать говорит со слов Тимура, к которому 28 октября 2018 года приезжала на длительное свидание.
«Мы провели вместе с ним трое суток, в отдельном помещении, он мог говорить откровенно. Никаких жалоб на побои со стороны персонала и заключенных не было. Опять же, выглядел он хорошо, настроение — позитивное», — подчеркивает Костанова.
Проблемы со здоровьем начались у Тимура в ноябре. Он дважды простыл. Как написано в медицинских документах — от переохлаждения. У него поднялась температура, в конце ноября его положили в санчасть при колонии. Рядовая для домашних условий простуда оказалась смертельно опасной в условиях места заключения.
«Много раз звонила в колонию, справлялась о здоровье сына. Там трубку брала сотрудница Тарасова, которая говорила, что не может разглашать диагноз больного. А у него с того момента держалась температура около 38–39 градусов и практически уже не снижалась. Я нашла знакомую в Пугачеве, которая покупала препараты и передавала в санчасть. Препараты обычные, противопростудные и понижающие давление», — говорит собеседница.
21 ноября Тимуру поставили диагноз: острый бронхит и предложили перевести его в тюремную больницу (ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН по Саратовской области), расположенную в Заводском районе Саратова. Костанов сначала отказался. Его состояние продолжало ухудшаться. 5 декабря в истории болезни есть запись о средней тяжести заболевания, левосторонней пневмонии и о необходимости срочной госпитализации в ОТБ-1.
Больного доставили туда в экстренном порядке 9 декабря. Там ему провели исследования и уточнили диагноз — левостороння пневмония и туберкулез. Причем в истории болезни есть пометка о дважды проведенном флюорографическом исследовании (в июле и сентябре 2018 года), не зафиксировавшем этого опасного заболевания.
С января 2019 года в истории болезни появляется запись о ВИЧ-инфекции. Напомним, еще в июле 2018 года при обследовании такого недуга у заключенного не было. Ирина Костанова раскрыла и другую информацию: гражданская супруга Тимура четырежды сдавала тест на ВИЧ и столько же раз получала отрицательный результат.
«Место гнилое»
«С первого дня пребывания сына в ОТБ-1 я наняла адвоката. Он ходил к больному два раза в неделю. С врачами постоянно связывалась. Они говорили, мол, „пока не поставили диагноз“. Все лекарства, которые они называли, мы приобрели и передали, купили тонометр», — рассказала Ирина.
А вот, что говорил о лечении в саратовской тюремной больнице сам заключенный в декабре 2018 года. К тому моменту повышенная температура держалась у него уже около месяца.
«В санчасти обманули, говорили на месяц (отправляют в ОТБ-1), а здесь курсы лечения по 3-6 месяцев. Дают аспирин, анальгин и димедрол, короче, ерунду всякую. Температура шпарит каждый день», — рассказывает Тимур на видеозаписи, сделанной в тюремной больнице и предоставленной редакции его матерью.