Две версии по частично рассекреченной операции "Тигр"
Любитель сенсационных истории Кен Смолл (Ken Small) в 80-е годы, пытался узнать отдельные подробности «горе-учений», даже несмотря на то, что все американские и английские официальные ведомства, в которые он обращался, отказали исследователю в помощи. Единственным шагом навстречу человеку, пожелавшему восстановить справедливость и увековечить память каждого погибшего военнослужащего, стало право на извлечение американского танка M4 Sherman, пролежавшего на дне злополучного залива и найденного лишь в 1974-ом году. Этот трофей был поднят из воды и установлен в качестве памятника на берегу спустя десять лет, в 1984-ом, как напоминание о том событии...
Высадка в Нормандии, известная также как операция «Оверлорд», наиболее раскрученное сражение Второй мировой войны в западном медийном пространстве. Оно и не удивительно, ведь именно с этого момента началась полноценная война Союзников с нацистской Германией.
В фильмах, видеоиграх и книгах высадка показывается, как настоящая мясорубка, в которой гибли тысячи американцев, канадцев и британцев. Во только в реальности масштабная операция выглядела куда скромнее.
Так, по самым пессимистичным данным союзники в дни высадки потеряли порядка 200 тысяч человек. Причём в эту цифру включены не только погибшие, но и раненые, а также пропавшие без вести. Для сравнения, только в Битве за Днепр советская и немецкая сторона потеряли убитыми и ранеными 1,2 миллиона человек, причём каждая из сторон. Ещё более интересно, что Высадке в Нормандии предшествовала другая операция, о которой не снимают фильмы, да и вообще предпочитают не упоминать – операция «Тигр».
Вся информация о спецоперации «Тигр» почти полвека хранилась глубоко в архивах. Только в середине 80-х годов материалы частично рассекретили. Официальная версия событий в апреле 1944 года заключалась в следующем.
На тот момент Штаты уже вовсю тягались с Японией за господство в Тихом океане. Для этого в регион были переброшены как основные силы военного флота, так и вся морская пехота. Соответственно, штурмовать пляжи Нормандии оставалось только линейным пехотинцам, и которых нужно было срочно переобучить и превратить в морпехов. Для этого генерал Дуайт Эйзенхауэр придумал отличный план – организовать боевую высадку в Британию.
В местечке Слэптон для такой затеи имелся отличный пляж, прекрасно похожий на нормандское побережье. Одна проблема, там жили люди. Но Эйзенхауэр настаивал, что учения должны быть максимально похожими на предстоящий бой. Поэтому 3000 британцев власти настоятельно попросили переехать на время, чтобы не погибнуть под шальными снарядами.
Опасаться было чего. Так как командование настаивало на реалистичных учениях, то был выделен британский крейсер «Хокинс», который должен был за час до начала операции перепахать берег боевыми снарядами, а уже после этого на сцену выходили «немцы» и «союзники».
Начало операции «Тигр» назначили на утро 27 апреля. Для этого британскому крейсеру и американским десантным кораблям нужно было выйти из порта поздно ночью. Однако крейсер пришёл с опозданием и в порт заходить не стал, а встретил американцев по пути. Вот только при встрече выяснилось, что на американских судах и британском крейсере не совпадают шифровальные коды.
Но, таймер был запущен, а Эйзенхауэр ждал представления на берегу. Чтобы скоординировать свои действия капитаны кораблей вышли в открытый эфир, что стало катастрофической ошибкой. Немецкая береговая оборона услышала в радиоэфире, какой бардак творится ночью в Ла-Манше и решила воспользоваться ситуацией. На перехват «морпехам» отправили группу торпедных катеров.
Под покровом темноты немецкая «стая» подобралась к кораблям противника и выпустила первые торпеды. Один десант сразу пошёл ко дну, второй получил тяжёлые повреждения и «морпехи» начали пересаживаться в спасательные шлюпки. В это время загремели пушки «Хокинса». Вот только в темноте британцы перепутали цели и дали залп не по немецким катерам, а по союзникам. Залп пришёлся точно в цель и от десантного судна остались одни ошмётки. Пока союзники разбирались где кто, немцы начали уходить, дав на прощание ещё один торпедный залп, который разворотил нос ещё одному транспорту.
На утро «морпехи» начали подсчитывать потери – 700 американцев, британцев и канадцев. Чтобы не подрывать боевой дух, командование приказало все данные об операции «Тигр» засекретить, а тела погибших похоронить недалеко от Слэптона. На могильных табличках не стали писать имён, а поставили просто дату и номера. Местные жители долгое время считали, что там похоронены немецкие солдаты, погибшие в море во время атаки на транспортный корабль и позже похороненные британскими моряками рядом со своим импровизированным полигоном.
Но на этом секреты операции «Тигр» не заканчиваются. Как я сразу сказал, это была только официальная версия, озвученная в 80-х годах. Спустя несколько лет британские общественники, журналисты и ветеранские общества начали более подробно копаться в операции «Тигр», чтобы заменить на табличках номера настоящими именами погибших солдат.
И тут начали всплывать нестыковки, и официальная версия расползалась по швам.
Крейсер «Хокингс» действительно опаздывал, поэтому десанты направились к пляжу-полигону в Слэптоне только под прикрытием береговых батарей. На месте они должны были дождаться назначенного часа, когда орудия «Хокинса» из-за горизонта перекопают пляж, и начать высадку. Имелись и упомянутые проблемы со связью. Так, капитан крейсера получил неверные данные о ходе операции.
В результате, британцы открыли артиллерийский огонь на полчаса позже положенного. В это время на пляже уже находились обороняющиеся «немцы», а десантные корабли высаживали «морпехов». Снаряды «Хокинса» рвались прямо среди солдат союзников. В результате получасового артобстрела и погибли 700 солдат. Досталось и самим транспортам, которые позже запишут на счёт немецких моряков.
Как уже известно, за отвратительную организацию операции «Тигр» генерал Эйзенхауэр и будущий президент США наказания никакого не понёс – просто наложили гриф секретности.
Что удивительно, вскрылась эта история благодаря 10-летнему школьнику из Слэптона, который заинтересовался историей родного края и написал сочинение о кладбище неизвестных солдат. Его историю перепечатала местная газета и так был запущен жернов, перемоловший кучу правительственных «неточностей».