Спецназ прошлого: Корволанты, джанийцы и немного о Северной войне
Началом истории частей специального назначения в России принято считать создание в 1918 году частей особого назначения - ЧОН. Подчинялись они ВЧК и предназначались для борьбы с басмачеством в Средней Азии и повстанцами на территории собственно России. Однако, если взглянуть на нашу историю, можно увидеть что формирование подобных частей началось гораздо раньше. Так, первым армейским спецназом, пусть и с некоторой натяжкой, можно назвать корволантов. Считается что они сыграли важную роль в победе над шведами в Северной войне...
Спецназ - подразделения специального назначения, подготовленные по особым боевым программам в сухопутных войсках, авиации, флоте, полиции. Спецназ предназначен для проведения спецопераций с применением определенных тактик и средств. Численность, в зависимости от типа подразделения и поставленных задач может различаться.
Если примерять современные термины на прошлое, то можно равноценно утверждать, что спецназ у нас, до создания в 1918 году частей особого назначения, уже существовал.
Русь всегда привлекала иноземных захватчиков своими богатствами, да и предки наши тоже не упускали случая захвата новых земель. Вся история Руси – сплошные войны с ближними и дальними соседями.
Русские ратники отличались высоким воинским мастерством и необыкновенной храбростью. Но и среди них особо выделялись люди обладающие высокой физической, психической и боевой подготовкой.
В наше время таких бойцов назвали бы спецназовцами. К сожалению, о русских древних спецназовцах широкому кругу людей известно очень мало. Хотя таких бойцов в русских дружинах хватало... Ну, как тут не собрать лучших из лучших, для проведения спецопераций? Например разведывательных, диверсионных, подрывных, в условиях повышенной секретности?
Первая разведывательно-диверсионная военная операция, которая сохранилась в русских летописях, была осуществлена в 881 году во время похода войска Вещего Олега на Киев.
Имя первого русского разведчика осталось неизвестным. Он под видом странника пробрался в Киев и узнал всё, что было нужно Олегу.
Оставив войско на противоположном берегу Днепра, Олег с небольшой группой лучших своих бойцов (можно сказать – “спецназовцев”) причалил к берегу вблизи города. Киев в то время находился под властью двух братьев-варягов – Дира и Аскольда. К братьям были посланы гонцы, которые заверили их, что приставшие к берегу ладьи принадлежат проезжим богатым купцам.
Под предлогом подношения даров, Олег обманом заманил князей на причал. Оба киевских правителя вместе со своей немногочисленной охраной были убиты русскими дружинниками, которые прятались в ладьях.
Практически в Киеве был совершен государственный переворот, главную роль в котором сыграли военные разведчики и подготовленные бойцы.
Современный хороший боец спецназа, кроме отличного владения приёмами рукопашного боя, холодным и стрелковым оружием, обязан обладать ещё целым рядом специфических качеств.
Такие бойцы имелись и в Древней Руси. Существовала целая каста, как считалось в народе, таинственных колдунов. Люди верили, что они могли превращаться в волков и медведей. Медведь, на языке древних прусов, назывался “длак”. Поэтому эти оборотни-воины получили прозвище волкодлаки.
Говорят, равных им в ратных делах не было. Волшебной силой, как считалось, волкодлаков наделял их покровитель, древнеславянский бог Велес, священным главным животным которого являлся медведь. Вот чем объясняется вторая часть прозвища этих древних спецназовцев.
Считается, что самым знаменитым волкодлаком был Святослав Великий. Святослав, проведший всю жизнь в битвах и военных походах. Всегда сражаясь в первых рядах своих ратников, казалось, он был поистине неуязвимым.
Ни одному из соперников не удалось победить его и в единоборстве. Святослав организовал военные походы на Балканы и Кавказ, воевал с хазарами, половцами и византийцам. Согласно свидетельствам древних летописцев, этот человек среднего роста неузнаваемо преображался в битвах. Но при этом, он был обычным человеком. Ибо погиб в своей последней схватке с печенегами на порогах Днепра.
Тут можно вспомнить и о легендарных ушкуйниках - Вольные люди, входившие в вооружённую дружину, снаряжавшуюся новгородскими купцами и боярами, разъезжавшую на ушкуях и занимавшуюся торговым промыслом и набегами на Волге и Каме . Дерзкие вылазки их отрядов наводили настоящий ужас на Золотую Орду. При осаде Булгара, специально отобранные лучшие ушкуйники взорвали пороховые погреба, что вынудило защитников города сдаться. Чем вам не диверсионная операция спецназа?
Во времена Дмитрия Донского ушкуйники стали исполнителями всех его тайных замыслов. Невозможно переоценить роль разведывательных операций ушкуйников при подготовке вторжения на Русь войска Мамая. А участие этих богатырей в куликовской битве навсегда покрыло их неувядаемой боевой славой.
Сохранились предания о русских джанийцах. Эти легендарные воины уже в IV веке до наступления нашей эры прославились своими боевыми действиями в составе войска Александра Македонского.
Летописцы рассказывают об их важнейшей роли в битвах при Гавгамелах, Иссе и Гранике. Группы джанайцев в составе пяти человек насквозь прорубались через плотные ряды наступающего огромного персидского войска, затем разворачивались, прорубались обратно и бесследно исчезали.
Персидские воины Дария не в состоянии были понять происходящее, не могли оказать сопротивление. Всё это наводило панический страх в их рядах. Между боями джанийцы совершали постоянные дерзкие налёты на персидский лагерь, похищая при этом военачальников и часовых. Имеются также свидетельства о том, что отряд джанийцев на тридцати ладьях выступал на помощь легендарной Трое.
Создание групп специального назначения, даже в те времена, отвечала запросам того времени. Лучшие из лучших - всегда на острие войны. В разведке, диверсиях, саботаже... Ну а первыми же армейскими подразделениями спецназа можно по праву считать корволантов Петра 1...
Корволант (фр. corps volant — «летучий корпус») — первый корпус в вооружённых силах России, создан Петром I в 1701 году как общевойсковое соединение (временное) из конницы, пехоты, перевозимой на лошадях, и лёгкой артиллерии; предназначался для действий в тылу противника, перехвата его коммуникаций, его преследования и уничтожения. Должен был быть способен самостоятельно решать стратегические задачи в отрыве от основных сил
30 августа 1700 года русские войска выступили на Ингерманландию, ныне территорию Ленинградской области, в те времена принадлежавшую Швеции - так Русское царство вступило в Северную войну. Ряд историков называет её Великой Северной войной, что вполне справедливо. По итогам этого противостояния Швеция, одна из сильнейших и самых амбициозных европейских стран тех лет, навсегда ушла с мировой политической арены, взамен же появилось новое государство - Российская империя, провозглашённая после подписания Ништадтского мирного договора.
Столь стремительный взлёт страны дорого обошёлся её народу - за 21 год население страны сократилось более чем на 20%, а налоги возросли в 3,5 раза. Основные потери, как это часто бывает в истории нашей страны, пришлись на начальный этап войны. Кумовство, разгильдяйство, коррупция и прочие бюрократические прелести оказались бессильны против сильнейшей европейской армии, воевавшей не числом, но умением и технологиями.
Как бы то ни было, но предвоенная обстановка складывалась удачно. До 1697 года страной правил Карл XI, который сильно урезал в правах местное дворянство. В связи с этим соседние правители были уверены, что после его смерти несовершеннолетний Карл XII погрязнет в междоусобицах и Швеция ослабнет.
Тем более, что агрессивная экспансионистская политика шведов настроила против себя многих соседей, которые в результате войн потеряли немалые территории. Складывался мощный Северный союз, в который позвали и Петра I - по условиям соглашения Россия возвращала себе северные территории, захваченные шведами в Смутное время.
Однако расчёт оказался крайне ошибочен. Карл XII, опираясь на армию реформированную своим предшественником, быстро взял контроль над страной в свои руки. Несколькими молниеносными ударами он разбил армии союзников, которые после первых же неудач поспешили заключить мир с противником. В итоге Русское царство оказалось один на один с сильнейшим противником.
Реформы в русской армии только начинались и она ещё не могла тягаться с закалёнными в боях шведами, вооружённых лучшим оружием своего времени. Ресурсная база Швеции разрабатывалась по полной, а крупные металлургические предприятия могли без особого напряжения снабжать армию оружием. В России же тех лет дело обстояло ровно наоборот.
Поражения преследовали Петра I и его генералов одно за другим, но, в отличии от европейских союзников, о мире речи не шло. Сражение под Нарвой 30 ноября 1700 года стало тяжелейшим поражением той войны - 11-тысячная армия Карла XII буквально разметала почти 50 тысяч русских солдат. Однако сам Пётр I указывал, что ничего удивительного в том нет, потому как войско то почти целиком состояло из рекрутов и неопытных офицеров.
Разница между профессиональными бойцами и обычной ратью была наглядно продемонстрирована Семёновским и Преображенским полками - они единственные не дрогнули в сражении и стояли до последнего, даже когда погибли почти все офицеры. По оценкам ряда историков, эти два полка в принципе могли обратить то сражение в пользу русской армии, но они находились на флангах и не имели связи друг с другом, в противном случае двумя фланговыми ударами они могли бы разгромить вклинившуюся по центру малочисленную шведскую армию.
Карл XII оценил храбрость гвардейцев и позволил им отступить в боевом порядке - с оружием, развёрнутыми знамёнами и под барабанный бой. Остальные же русские подразделения были разоружены и без знамён отправлены Петру. В плену остались только те, кто сдался в ходе боя - преимущественно иностранные офицеры и солдаты. С Нарвского сражения семёновцы и преображенцы носили по форме красные чулки, как символ того, что стояли насмерть по колено в крови.
Гвардейцы отличились, однако в умах шведов с того момента укрепилась мысль, что разбить русских, это что в кабак сходить - сущее развлечение. Шли годы войны, а Карл XII всё надеялся дать Петру I генеральное сражение и поставить точку в противостоянии. Русская армия маневрировала и отступала, оставляя за собой выжженную землю. Шведы расценивали такую тактику как трусость русских, а сами русские тем временем превращали всю свою армию в псемёновцев и преображенцев.
Первое столкновение с реформированными русскими полками едва действительно не поставило точку в войне, вот только точкой этой могли стать похороны Карла XII.
В сентябре 1708 года шведская армия двигалась из Могилёва в Смоленск. 20 числа войска должны были пройти небольшую деревню Раевку, однако неожиданно из дозора вернулись разведчики и доложили королю, что в небольшой теснине дорогу перегородил отряд конных казаков. Карл XII не увидел в этом угрозы и послал «порубать родственничков» свои иррегулярные войска, состоявшие из валахов, казаков и прочих наёмников. Для верности отряд усилили грозными шведскими рейтарами.
Вскоре со стороны лощины прискакало пара десятков кавалеристов - это было всё, что осталось от посланного отряда. Как оказалось, казацкие и калмыцкие всадники были лишь приманкой, за ними же укрыло 1300 драгун генерала Родиона Христиановича Баура. Баур был саксонским шпионом в Швеции, но в начале войны был раскрыт и бежал. Путь в Саксонию был перекрыт и он подался в стан к русским. Там он познакомился с Петром I и пришёлся ему по душе. Вскоре царь пригласил шведа к себе на службу, где опытный военный быстро дослужился от майора до генерала.
Карл XII знал, что где Баур, там и русский царь. А раз так, то нужно срочно идти в атаку и попытаться захватить давнего врага. Король лично возглавил атаку и повёл за собой личную охрану из рейтаров-драбантов и лучший в армии кавалерийский Остготландский полк.
Но и царственной персоне не удалось закидать шапками «трусливых Иванов». Отряд Карла был окружён и был на грани истребления, при короле оставалось не более десятка всадников. Вполне возможно, русские драгуны могли бы и поднажать ради захвата Карла, но никто не знал, что главный враг непосредственно участвует в битве, король ходил в бой в форме обычного солдата, поэтому кавалеристы не рисковали понапрасну.
Тем временем к месту боя постепенно подтягивалась колонна шведского войска, растянувшаяся на километры. Узнав, что в засаде гибнет сам король, в бой на превосходящего врага бросился ещё один отряд шведской кавалерии. Он был также разбит, хотя и смог вытащить из окружения своего короля.
Тем не менее Карлу всё не удавалось вырваться из боя и с ходу в сражение вступил уже четвёртый кавалерийский отряд, куда более крупный. Шведы так спешили спасти короля, что в первой же стычке сразу потеряли двух генералов. Однако свежие силы смогли стабилизировать ситуацию. Тем временем непосредственно к месту боя прибыл Пётр I, который опознал в одном из солдат шведского короля.
Однако продолжать бой было уже поздно - к лощине подходили всё новые шведские части, у Петра же резервов для генерального сражения не было и царь приказал отступать. У шведов тоже отпала всякая охота продолжать бой лишившись кавалерии и они также отступили.
Однако Карл не отчаивался, ведь к нему из Ингерманландии шёл корпус генерала Левенгаупта, защищавший огромный обоз с оружием и провиантом, которого должно было хватить для заветного похода на Москву. Но уже 9 октября королю поступит сообщение - накануне Левенгаупт разбит личным отрядом Петра I в Битве при Лесной. Весь обоз был утерян, а измотанную армию короля пополнили тысячи раненных и голодных солдат, что только усугубило печальную ситуацию в лагере.
После этих двух сражений русская армия готова была дать шведам то самое генеральное сражение, о котором они так мечтали. 8 июля 1709 года в Полтавской битве шведская армия была наголову разбита новой русской армией Петра I. По мнению самого царя, эта виктория стала возможной благодаря двум предстоящим победам.
Интересно, что в Битвах у Раевки и у Лесной бой вёл специальный армейский корпус - корволант. Это подразделение не было постоянным, а создавалось временно из основной армии и выступало в роль спецназа своего времени.
В корволант входили все необходимые рода войск своего времени - линейная пехота, гренадёры, кавалеристы и артиллеристы. Разношёрстный отряд должен был действовать как единое целое, поэтому в него включались только лучшие офицеры и лучшие солдаты.
Ещё одна особенность корволанта - высокая мобильность. Все, в том числе и пехота, на марше передвигалась в конном строю. Только прямо перед боем подразделения начинали выполнять свои непосредственные задачи.
Такая тактика требовала невероятной слаженности. Так, в Бою при Лесной окопавшуюся шведскую армию связал боем Невский драгунский полк. Враг мог легко его разбить, но всего через несколько минут кавалеристов поддержали пехотные линии Семёновского и Преображенского полков, успевшие спешится. Даже тогда численно превосходивший враг мог окружить небольшой передовой отряд. но не успел - на флангах развернулась кавалерия. Следом второй линией вышло шесть полков драгун. Третьими пошли гренадёры, выполнявшие роль оперативного резерва. А когда враг укрылся в лагере, тут же в дело вступили артиллеристы.
Шведские войска просто не успевали опомниться, как русские развёртывали всё новые силы. Благодаря такой слаженности и оперативности победа далась относительно малой кровью - примерно 500 убитых и раненных, против 5000 убитых, раненых и пленных шведов. В Битве при Нарве соотношение было ровно противоположенным.
Любопытно, что на Северной войне история уникальных отрядов не закончилась. Аналогичные корволанты создавались и в годы Отечественной войны 1812 года, и даже в годы Гражданской войны, хотя уже и не столь многочисленные и способные влиять на ход всей войны.