Семестр, которого не было. Оккупация (1 фото + 1 видео)
В большинстве своем люди, чья жизнь трагически оборвалась в августе—сентябре 1942 года на Ставрополье, прибыли в регион в порядке эвакуации из городов Украины: Днепропетровска, Киева, Одессы и др. Тем не менее, представители ряда медицинских вузов соседней страны не проявили интереса к нашим поискам. Тогда, 8-10 лет назад, мы удивлялись этому. Сейчас – нет… Картину событий в целом, а также судьбы отдельных сотрудников и учащихся украинских вузов, волею судьбы работавших в 1941-42 учебном году в стенах Ставропольского (Ворошиловского) медицинского института, нам пришлось восстанавливать самостоятельно.
По-разному складывались судьбы людей во время оккупации. Евреи, коммунисты, противники «нового порядка» безжалостно уничтожались. Назначенный исполняющим обязанности директора вуза А.Н. Полонский не должен был погибнуть от рук карателей. Однако Алексей Николаевич, имевший собственную семью, пытаясь спасти сотрудницу своей кафедры И.И. Эрлих и ее мать, заключил фиктивный брак (на Ставрополье немцами допускались некоторые поблажки при решении вопроса об уничтожении представителей «смешанных» семей) и перешел жить в семью Эрлих. Но был донос, обман раскрылся. А.Н. Полонский, мать и дочь Эрлих были уничтожены.
«Случай Ставропольского мединститута» – феномен, который заключался в том, что ученым-медикам еврейской национальности было позволено некоторое время продолжать исследования, тематика которых заинтересовала нацистов. В частности, речь идет об исследованиях Ф.М. Бриккера (лечение онкологических заболеваний), Я.С. Шварцмана (разработка препарата «Миоль» для лечения болезней сердца), Т.М. Виленского, работавшего в области практической психиатрии. В конце концов все ученые были умерщвлены, а результаты их исследований в значительной степени утеряны для отечественной науки.
Уничтожение сотрудников вуза, студентов и членов их семей стало одним из самых многочисленных на всей оккупированной территории Советского Союза. Среди медицинских вузов – самым многочисленным.
Работая несколько лет назад над этим материалом, мы не представляли, что вопрос массового уничтожения нацистами мирного населения сегодня будет остро обсуждаться и на межгосударственном уровне. Мы не ставили перед собой сверхзадач, мы лишь рассказали историю одного вуза в течение непродолжительного периода времени, соизмеримого с одним учебным семестром. Семестром, которого не было.