Десант в Чечне: Они не должны были выжить. Бой за безымянную высоту
Среди федеральных войск встречались так называемые бессмертные подразделения, которые неизменно сражались на передовой, но при этом не несли потерь. Так, 160-й гвардейский танковый полк полковника Юрия Буданова не потерял ни одного бойца в ходе боёв, только во время вывода подразделения из Чечни снайпер боевиков начал мстить. Другим подразделением бессмертных стал взвод Героя России старшего лейтенанта Романа Щетнева из 331-го полка ВДВ.
По словам учителей будущего героя, Роман ещё в школе определился со своей профессией военного. Однако сами преподаватели сильно сомневались, что их подопечный сможет заниматься столь ответственным делом. Парень рос настоящим сорванцом и был замешан практически во всех шалостях в школе. Однако и исключать его не собирались, так как Щедрин числился одним из лучших учеников. В будущем это помогло ему без проблем поступить сперва в Московское суворовское училище, а затем и в Рязанский институт ВДВ.
Вскоре после получения лейтенантских погон Щетнев отправился в Чечню в должности командира разведвзвода. Первые месяцы командировки прошли относительно спокойно. Молодые разведчики учились у ветеранов, а в коротких стычках с боевиками получали собственный бесценный боевой опыт. К январю 2000 года за плечами лейтенанта Щетнева и его взвода было уже порядка 300 боевых выходов. При этом он не потерял ни одного бойца, не было даже раненных, хотя перестрелки случались регулярно. Другие бойцы о подразделении Щетнева говорили как о заговорённом.
Однако 16 января уже старший лейтенант Роман Щетнев был уверен, что удача от него отвернулась - малочисленная разведгруппа попала в окружение более сотни боевиков. По всем расчётам бой за высоту 935,5 должен был стать последним для русских десантников.
В конце 1999 года полк Щетнева расположился лагерем у села Аллерой. Рядом находилось несколько безымянных высот, обозначенных на военных картах сухими цифрами. Одна из них числилась как высота 935,5. именно с неё боевики начали вести регулярные обстрелы российских позиций. Били как снайпера, так и гранатомётчики. Когда дело дошло до миномётов командование дало команду на обнаружение базы боевиков и её уничтожение.
Для этого отрядили роту десантников, продвижение которой возглавила небольшая сводная разведгруппа под командованием Щетнева. В группу, помимо разведчиков, вошли сапёры мотострелков и один офицер-артнаводчик Сергей Мураев.
Группа вышла к высоте рано утром 16 января 2000 года. Боевиков не было ни видно, ни слышно,но все чувствовали, что они рядом. Когда группа обнаружила минные заграждения сомнений уже не оставалось - их ждут. Сапёры соблюдая маскировку проделали проход, открыв путь на высоту. Щетнев перешёл из центра группы вперёд и лично повёл бойцов вверх по склону.
Бой начался неожиданно для всех. Как позже вспоминал лейтенант, сперва он увидел высовывающийся из земли ствол пулемёта, а затем заспанное бородатое лицо боевика. Для обоих встреча стала полной неожиданностью, но десантник выстрелил первым, после чего без лишних раздумий одним прыжком укрылся за вывернутым корчём. Лес буквально взорвался звуками многочисленных выстрелов.
Остальная группа также успела укрыться, но только ниже по склону, в то время как командир оказался отрезан вверху. Второй вражеский пулемётчик успел заметить, где укрылся офицер и открыл огонь на подавление, не давая разведчику отстреливаться, пока остальные боевики обходили его по флангам.
В этот критический момент снайпер группы предложил опасный план - ловлю на живца. Чтобы выманить пулемётчика из укрытия Щетнев должен был ненадолго высунутся из укрытия. Расчёт оказался верен - боевики понадеялся первым убить русского офицера и попытался занять более выгодную позицию, но эта идея оказалась не лучшей и последней в его жизни.
Лишившись в начале боя поддержки сразу двух пулемётчиков боевики решили отойти и перегруппироваться. Разведчики также заняли позиции выше по склону рядом с командиром и сообщили остальной роте об обнаружении врага. В это же время боевики вновь пошли в бой с вершины горы. Теперь в атаку шло несколько десятков врагов.
Тем не менее первая волна была успешно отражена, но десантникам стало ясно, что они разворошили крупный лагерь террористов, а не просто небольшую ячейку. На бой с такими силами никто не рассчитывал. Однако Щетнев верно оценил ситуацию - отступать было поздно. Подножье высоты было заминировано и в нём был только один узкий проход, если идти им, то десантники окажутся у боевиков как на ладони и гибель гарантированна. Поддержку артиллерии запросить также не представлялось возможным - бой шол практически в упор. Выбор оставался один - сражаться до последнего, ожидая подхода роты.
После того, как была отбита вторая волна нападавших, радист группы связался с ротой. Как оказалось, она тоже увязла в бою с боевиками, когда сапёры начали проделывать проходы в минных заграждениях. Тогда артнаводчик Мураев предложил вызвать огонь не на нападавших боевиков, а на предполагаемое место их концентрации. Он отметил, что нападающие идит с вершины волнами, а значит должны где-то перегруппировываться. Он предположил, что такое место должно быть сразу на противоположенном склоне вершины, откуда боевики могли скрытно координировать свои действия.
Как позже выясниться расчёт Мураева оказался верен, в результате чего разведчики получили долгую передышку, пока боевики спасли раненых и организовывал новые ударные группы. Вот только радости от передышки у десантников не было - закончились практически все боеприпасы, патронов оставалось по одному-полтора рожка на бойца. Когда с вершины горы начала накатывать третья волна все уже понимали, что она будет последней.
Когда смерть уже дышала в спину бойцам с подножья склона начал доносится протяжный рёв. Неожиданно для всех из заснеженного кустарника, словно дикий разъярённый зверь вынырнула БМД. Она с ходу вклинилась между разведчиками и боевиками, остановилась на секунду, расстреливая позиции врага, и скрылась в противоположенном кустарнике, дабы не стать жертвой гранатомётчиков. Спустя несколько секунд появилась вторая, а за ней и пехота - взвод Щетнева в полном составе, именно он первым из всей роты пришёл на помощь соратникам, прорвав все заслоны боевиков.
Увидев, что численное превосходство больше не на их стороне боевики начали отступать. Но Щетнев не остановился на выживании в безнадёжном бою. Приняв командование своим взводом и пополнив боеприпасы он двинулся в обход высоты, выполняя поставленный приказ - обнаружить логово врага. В это время остальная рота продолжила преследовать врага напрямую через вершину высоты.
Спустя несколько часов разведчики Щетнева действительно обнаружили большой и хорошо укреплённый лагерь боевиков, рассчитанный на сотню человек. Однако сами они успели уйти, побросав провиант и оружие.
Удивительно, но в ходе этого безнадежного боя ни разведгруппа Щетнева, ни его взвод не потеряли убитыми ни одного бойца, ранено было только двое сапёров мотострелков. В марте 2000 года, перед самым возвращением домой, командир бессмертного взвода старший лейтенант Роман Щетнев получил звание Героя России.