Техногенная катастрофа в Норильске (1 фото + 3 видео)
Катастрофа произошла ещё 29 мая, однако федеральные власти узнали о такой серьёзной катастрофе только через 2 дня.
Вчера, в ходе совещания президента РФ по вопросу ликвидации последствий аварии, Владимир Путин объявил в Норильске чрезвычайную ситуацию федерального уровня.
Нефтепродукты попали в реку Далдыкан и реку Амбарная, и загрязнили множество притоков этих рек.
Ситуация очень серьёзная и тяжёлая, наступила настоящая экологическая катастрофа. Авария нанесла огромный вред природе, ущерб от катастрофы пока даже не подсчитан, однако по предварительным расчётам, он составит десятки миллиардов рублей. Ущерб, нанесённый природе, не поддаётся подсчёту и до конца ещё непонятен. Нефтепродукты являются крайне губительными для природы, они очень токсичны. В результате попадания нефтепродуктов в природу, моментально происходит гибель различных видов фауны и флоры.
Устранение последствий разлива десятков тысяч тонн нефтепродуктов, будут происходить как минимум 2 недели. Но на совещании у президента было озвучено, что это может быть намного дольше.
Дело осложняется тем, что нефтепродукты очень быстро, по рекам, распространились по всему региону. Многие притоки рек и сами реки, находятся в труднодоступных районах, имеют множество притоков, ручьёв, небольших речушек, заток.
Большую роль в распространении этой катастрофы сыграло то, что информация в МЧС о случившемся, поступила только спустя 2 дня после аварии, только 31 мая. Было упущено драгоценное время, которое может и не полностью помогло бы устранить последствия, но сильно бы повлияло на минимизацию этих последствий для окружающей среды, природы.
Очевидно, что предприятие, где произошла эта, без сомнения — крупнейшая авария, сообщили об этом в федеральный центр только тогда, когда ситуация уже вышла из-под контроля.
Авария произошла на территории Надеждинского металлургического завода — Норильский комбинат НТЭК, это дочернее предприятие Норильско-Таймырской энергетической компании, входящей в группу «Норникель», и все 2 дня после катастрофы, предприятие пыталось устранить последствия своими силами, не сообщая об этом, по всей видимости, властям.
Губернатор Красноярского края доложил Путину на совещании, что власти региона не были в курсе произошедшего сразу.
«29 мая в 8.45 по московскому времени поступил сигнал о том, что на территории Надеждинского металлургического комбината произошло загорание легкового автомобиля на площади 350 квадратных метров. Этот пожар был быстро локализован.
На второй день, то есть в субботу, поступила уточнённая информация о том, что возможна разгерметизация соответствующей ёмкости. Однако, по информации спасательной службы комбината, экологического ущерба на прилегающей территории нет, коль скоро при обследовании местности не выявлено загрязнения акватории реки Амбарная, а также отсутствует характерный запах дизельного топлива.
И только после появления тревожащей информации в социальных сетях и настойчивых вопросов соответствующим должностным лицам утром в воскресенье была выяснена реальная картина происшедшего. Нами немедленно была созвана комиссия по чрезвычайным ситуациям, доложена эта информация в Национальный центр управления кризисными ситуациями и нашим федеральным коллегам», — доложил президенту губернатор Красноярского края Александр Усс.
Руководитель предприятия — Липин Сергей Валерьевич, также принимал участие в совещании. Путин обратился к нему с вопросом – почему не сообщили об аварии сразу?
«Сергей Валерьевич, по Вашей оценке, что произошло и почему органы власти узнали об этом только через два дня? Мы что, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей, что ли? У Вас там всё в порядке со здоровьем?», — спросил его Путин.
На что руководитель предприятия ответил президенту, что в соответствии с планом ликвидации аварии были произведены необходимые оповещения.
Путин несколько раз переспросил главу предприятия, почему не было сообщения об аварии, на что тот, также несколько раз ответил, что все оповещения был разосланы, и все уведомлены.
На это Владимир Путин заметил, выслушав доклад главы предприятия, что ему придётся обратиться в правоохранительные органы с тем, чтобы они разобрались, кто скрыл информацию об аварии.
«Ну, хорошо, мне придётся попросить соответствующие контролирующие и правоохранительные органы разобраться, что там от кого было передано, куда передано и какова была реакция всех, кто должен в соответствии с соответствующими инструкциями действовать как полагается», — отметил президент.
Получается, что кто-то, в цепочке тех, кто принимает решения, скрыл и задержал информацию о крайне серьёзной и опасной техногенной катастрофе на 2 дня.
В цепочке задействовано само предприятие, городские власти Норильска, региональные власти, МЧС. Предприятие утверждает, что всё сообщило, губернатор и МЧС утверждает, что ничего не знали. Но кто-то, всё же врёт.
Теперь, ликвидация последствий аварии, может занять намного больше времени, чем 2 недели. Пока никто не знает, как утилизировать теперь все 20 тыс. тонн разлитых нефтепродуктов, которые попали и в почву и в реки. Теперь это совсем не 20 тыс. тонн, а вместе с грунтом, который пропитан соляркой на площади десятков километров, наверное, стони тысяч тонн загрязнённого грунта, сточных, подземных вод. Теперь этот грунт необходимо будет убрать и вывезти куда-то для утилизации. Запутанная сеть различных рек, по которым распространилось дизтопливо, это сильно усложняет. Как собрать нефтепродукты с десятков приток рек, мелких ручьев, которых могут быть сотни, также неясно.
На совещании у президента звучала мысль о том, что есть идея это просто сжечь на месте, чтобы это топливо выгорело, однако это вызвало бы, скорее всего, ещё большую экологическую катастрофу в регионе. Поэтому эта идея была отмечена как неверная многими участниками совещания.
Министр МЧС должен доложить президенту о решении вопроса с утилизацией нефтепродуктов и устранения последствий аварии уже завтра, 5-го июня. До этого времени у МЧС и других ведомств есть время выработать какое-то техническое решение этого вопроса, которое является очень сложным, и которого пока нет, а времени очень мало.
Тем временем, Следственный комитет России возбудил несколько уголовных дел по факту аварии, которые уже объединены в одно производство. Речь идёт о статьях УК РФ о порче земли, нарушении правил охраны окружающей среды при производстве работ, загрязнение вод, халатности.
Есть и первый задержанный по делу, первый, и как видится, далеко не последний.
«Задержан начальник котлотурбинного цеха ТЭЦ-3 АО «НТЭК» Вячеслав Старостин, который от дачи показаний отказался. Следователи допрашивают и других должностных лиц, в том числе «ответственных за информирование населения о чрезвычайной ситуации», — сообщает СК.
Сегодня, 4 июня, Вячеслав Старостин арестован решением Норильского городском суда, и взят под стражу до 31 июня. СК предъявил ему обвинение в преступной халатности, а также несвоевременном информировании о катастрофе. Сам начальник цеха от дачи показаний отказался и молчит.
Однако, совсем сейчас неважно кто виноват, а важнее всего – что делать с этим. Расползание нефтепродуктов через сеть рек региона – это очень большая проблема, для решения которой необходимы огромные ресурсы, в первую очередь, технические.
фото: скриншот Tochka Zрения
видео: пресс-служба Кремля\Ruptly\СК по Красноярскому краю
текст: Александр Точка
Издание Tochka Zрения