Как завести танк КВ-1
Когда говорят о революционных танках Второй мировой войны, чаще всего вспоминают Т-34 или «Тигр». Однако в списки легендарных бронемашин можно смело записать модель «Клим Ворошилов» (КВ). Его появление на поле боя стало для вермахта крайне неприятным сюрпризом.
Незадолго до нападения Германии на СССР с новыми тяжелыми советскими танками столкнулись финны, противотанковая артиллерия которых не смогла причинить им серьезного урона. Речь идет об участии в советско-финской войне трех опытных танков СМК, КВ и Т-100, входивших в состав 20-го тяжелотанковой бригады. Первые две модели разрабатывались на ленинградском Кировском заводе под руководством Жозефа Котина, а Т-100 на заводе №185 под руководством Э. Палея. Опытный экземпляр последнего был готов в апреле 1939 года, СМК — в июле, а КВ появился позже всех, однако на «Зимнюю войну» успел попасть вместе с другими тяжеловесами.
По итогам сражений на Севере к плюсам танков было отнесено хорошее бронирование, но вместе с тем не оправдала себя двухбашенная компоновка Т-100 и СМК. Наиболее сбалансированным в боевом отношении был признан КВ, однако его вооружение второй пушкой калибра 45 мм, дополняющей основное 76,2-мм орудие, было также признано «излишеством». По итогам прорыва линии Маннергейма у КВ появился родной брат получивший название КВ-2 и вооруженный 152-мм гаубицей, предназначенной для уничтожения укреплений противника.
Несмотря на ряд очевидных плюсов, таких как 75-мм бронирование башни и передней части корпуса, «Клим Ворошилов» получился достаточно компромиссной машиной. Вес в 47 тонн (КВ-1) и 54 тонны (КВ-2) и относительно слабый шестисотсильный дизель В-2 делали оба танка неповоротливыми, да ещё и с запасом хода в полтораста километров. На хорошей дороге КВ-1 мог разгоняться до 36 км/ч, а КВ-2 до 30 км/ч. Пушка КВ-1 калибра 76,2 мм не давала ему никаких преимуществ перед Т-34, который был более маневренным, скоростным и стоил дешевле. А самое главное — «тридцатьчетверка» была надежнее.
Довоенная эксплуатация танков КВ выявила огромное количество проблем со многими ключевыми узлами: двигателем, трансмиссией, бортовыми фрикционами, ходовой частью, системой охлаждения. Доходило даже до того, что электромоторы механизма поворота 12-тонной башни не могли повернуть ее и сгорали, ручное вращение требовало огромных человеческих усилий.
Кировский завод ударными темпами старался исправлять недостатки, но танки встретили войну «сырыми». Особенно это относилось к КВ-2, который из-за своей массы мог действовать только в «тепличных» условиях: подойти к укреплениям противника на требуемое расстояние и открыть огонь или из засады в качестве подвижной огневой точки. На большее он не годился, и первые бои с вермахтом доказали «узкоспециальность» этого танка, который создавался для одной войны, а вести пришлось совсем другую. Значительная часть КВ-2 была потеряна в первые месяцы не от огня противника, а от поломок и невозможности эвакуации.
КВ-1 был более универсальным. И хотя он оказался менее подвижен, чем танки вермахта, последние не могли пробить его броню, в то время как КВ-1 уверенно поражал их в любую проекцию. Не могла справиться с танком и противотанковая артиллерия немцев, поэтому для борьбы с ними приходилось привлекать 88-мм зенитные пушки или 150-мм орудия. Хорошо известен бой одинокого КВ под Расейняям в июне 1941 года, когда всего один танк сдерживал несколько часов крупную группировку немцев, уничтожив несколько машин, противотанковых пушек, танков и 88-мм зенитку. В июле 1942 года еще один КВ в одиночку провел не менее впечатляющий бой под хутором Нижнемитякиным в Ростовской области. А сколько таких боев так и остались за кадром…
В танковых боях по крайней мере до середины 1942 года германские войска мало что могли противопоставить КВ-1. Тем не менее, в ходе боевых действий выявились и недостатки танка — относительно невысокая в сравнении с Т-34 скорость и маневренность. Оба танка вооружались 76-мм орудиями. Правда, КВ имел более массивную в сравнении с «тридцатьчетверкой» броню. Страдал КВ и от частых поломок. При движении танк разбивал практически любую дорогу, да и не каждый мост мог выдержать 47-тонный КВ-1.
В 1942 г. в Челябинске было начато производство модернизированного варианта — КВ-1С (скоростной), принятого на вооружение в августе 1942 г. Масса танка уменьшилась с 47 до до 42,5 т за счет уменьшения толщины броневых листов корпуса и размеров башни. Литая башня приобрела несколько иной внешний вид и оснащалась командирской башенкой. Вооружение осталось аналогичным КВ-1. В результате повысились надежность, скорость и маневренность, зато уменьшилась броневая защита танка. Первое боевое применение КВ-1С отмечено осенью 1942 г. в ходе Сталинградской битвы.
С появлением немецких тяжелых танков T-VI («тигр») КВ мгновенно устарели. КВ-1 оказался практически бессилен против «тигра», вооруженного длинноствольной 88-мм пушкой. Этот немецкий танк мог поражать KB на огромных дистанциях, а прямое попадание 88-мм снаряда выводило из строя любой танк того времени. Так, 12 февраля 1943 г. под Ленинградом три «Тигра» подбили 10 KB без потерь со своей стороны. Правда, предполагалась на КВ-1С установка более мощной 85-мм пушки (подобный опытный образец сохранился в Кубинке), но в серию этот танк не пошел. В последующем на базе Кв-1С с 85 мм пушкой был создан КВ-85, который начал поступать в войска поздней осенью 1943 г. Это был первый советский танк, который благодаря новому 85-мм орудию мог успешно бороться с немецкими «тиграми» и «пантерами» на километровой дистанции. Но массовым КВ-85 стать не успел и очень быстро уступил место в производстве тяжелым танкам ИС с 85 мм, а затем и 122 пушкой. Всего было выпущено 148 КВ-85.
На базе танка КВ-1 во время Великой Отечественной войны был создан и достаточно удачный тяжелый огнеметный танк КВ-8. Поскольку огнемет был расположен в башне рядом с пушкой, калибр орудия пришлось уменьшить с 76 мм до 45 мм. По опыту боевых действий было известно, что огнеметные танки являются приоритетной целью противника, и для того, чтобы скрыть КВ-8 среди общей массы танков, на стволе монтировался специальный кожух, который делал орудие очень похожим на 76 мм пушки линейных танков. Уменьшение калибра орудия снизило артиллерийскую мощь тяжелого танка, зато расширило возможности использования огнемета. Если прицеливание в танке ОТ-34 (на базе Т-34) осуществлялось поворотом корпуса, то КВ-8 имел возможность кругового обстрела из огнемета. Всего было выпущено 102 КВ-8 и 35 КВ-8С, которые нашли применение на Юго-Западном и позднее 4-м Украинском фронтах.