Виртуальная экскурсия по дворцу Меншикова (62 фото)
Парадный фасад дворца, выходящий на берег Невы, представляет собой великолепный образец петровского барокко, нечасто встречающегося на улицах Петербурга и Москвы.
. Во дворе в 2002 году был установлен бюст Александра Меншикова.
Вот так дворец выглядел ко времени постройки в 1714 году. Садовые флигели с колоннадами окружали внутренний двор, что придавало зданию итальянские черты. Усадьба с цветником и садом тянулась через весь Васильевский остров до Малой Невы. Дошедшая до час часть дворца - центральная с двумя боковыми крыльями (на макете перекрыты серой двускатной крышей).
После смерти Петра в 1725 году Меншиков построил самый первый наплывной мост в городе, прямо от своего дворца на противоположную сторону реки. А до этого перед дворцом находилась пристань, куда прибывали гости. Их встречали музыкой: для оркестра была выделена широкая лоджия над центральным портиком. Главный фасад был завершён аттиком с шестью скульптурами, изображающими римских богов. Венчала здание высокая мансарда с изломом.
А вот уменьшенные копии не сохранившихся скульптур с аттика.
Великолепный керамический герб князя Меншикова.
Образцы голландской керамической плитки, находившейся в отделке дворца при Александре Даниловиче.
Первое помещение с восстановленными интерьерами - Большая палата, зал для парадных приёмов. Стены зала покрыты шпалерами XVII века с сюжетами из жизни македонского царя Персея. У дальней стены стоит древнеримская скульптура Аполлона II века н.э.
В центре зала на персидской ковровой скатерти стоит серебряная лохань для льда.
В углу - итальянская копия древнегреческой статуи «Нога колосса» из брекчии с пальцами из оникса. Такие «раритеты» очень ценились в петровское время.
По соседству находится Поварня, где готовились блюда для званых обедов. В зале собрана медная и оловянная посуда.
Под сохранившимся с XVIII века кирпичным вытяжным шатром воссоздан очаг.
В Токарне можно увидеть станок, на котором работал Пётр I.
На витрине - тарелки, изготовленные руками царя.
Макет парусника.
Ещё на первом этаже находится Кордегардия для почётной губернаторской охраны.
По парадной лестнице поднимемся на второй этаж.
Сначала пройдём в западную часть дома, принадлежавшую супруге генерал-губернатора, Дарье Михайловне.
На обитых тканью стенах Западной передней висят портреты дочерей Меншикова. Слева - Александры, фрейлины Анны Иоановны и жены Густава Бирона, младшего брата всесильного фаворита императрицы. Справа - Марии, невесты императора Петра II. Обе прожили недолго: Александра умерла при родах в возрасте 23 лет, Мария скончалась в Берёзове в день своего 18-летия.
Следующая комната, Западная приёмная, декорирована китайскими расписными шёлковыми обоями и часами с китайскими же рисунками.
Из приёмной можно пройти в два зала в боковом крыле дворца.
Первый зал, обтянутый красным сукном и обставленный резной мебелью, содержит примечательный деревянный сундук.
Вторая комната обшита китайскими обоями и понизу дубовыми панелями.
Вернёмся в центральную часть дворца и перейдём в комнату, условно обозначенную как спальня Дарьи Михайловны.
Последний зал в выступающем ризалите с окнами на Неву - Кабинет с живописью. У стены стоит кабинет (секретер) XVII века с живописными вставками, выполненными на мраморе.
На стенах, обитых синим сукном, в симметричных композициях развешаны картины европейских художников XVII века.
Потолок зала занимает огромный плафон с изображением Марса с лицом Петра Великого. Это реконструкция первоначального плафона из Ореховой в этом же дворце.
Всю центральную часть дворца занимает двусветный зал, где устраивались царские приёмы и ассамблеи.
Стены зала украшены золочёной лепниной и картинами.
В торце зала стоят уникальные часы-орган из красного дерева, созданные английским мастером Уильямом Уинроу в середине XVIII века. Часы принадлежали князю Потёмкину и стояли в Таврическом дворце.
В середине XVIII века зал был переоборудован в церковь Кадетского корпуса, а в 1787 году он получил нынешний облик в стиле раннего классицизма. Так зал выглядел в начале XX века.
В торце зала построен портик в виде триумфальных ворот с золочёными капителями. Судя по расположению, он служил иконостасом училищного храма.
За портиком во всю стену раскинулась французская шпалера «Парнас», копирующая сюжет ватиканской фрески Рафаэля XV века.
Первая комната в анфиладе восточного крыла дворца - Секретарская. На столе представлена английская армиллярная сфера (прибор для определения углов на небесной сфере) XVIII века с компасом. Рядом - ореховый резной кабинетец.
По правую руку от дверей стоит также ореховый резной шкаф-бюро итальянской работы. Чернильница на откидной доске - одна из немногих во дворце вещиц отечественного производства.
В следующей зале на стенах висят портреты Александра Даниловича и Дарьи Михайловны Меншиковых.
Это Предспальня, служившая приёмной генерал-губернатора.
Стены и потолок зала покрыты керамической плиткой.
Интерес представляют деревянные часы, сделанные в Англии в начале XVIII века. В то время в России такие предметы называли «диковиной».
Другие «диковины» выставлены в стеклянной витрине. Например, двухэтажный домик в бутылке.
Из Предспальни дальше ведут две двери. Левая - в Кабинет из прихожей.
Это один из четырёх интерьеров дворца, оформленный голландской расписной плиткой.
Темы росписей - пасторальные зарисовки и архитектурные пейзажи.
Роль украшений выполняют и большие блюда.
Крайняя комната в этом крыле - «Варварин покой». Комната принадлежала Варваре Арсеньевой, сестре супруги губернатора.
В узоры лепнины потолка введены вензели WM. Варвара Михайловна была горбата, своей семьи не имела и занималась воспитанием детей Меншиковых.
. Если же из Предспальни пройти в правые двери, то можно попасть в спальню Александра Меншикова. Правда, кровать здесь искать бессмысленно.
Наконец, последний и самый пышный зал дворца - Ореховая, выходящая окнами на Неву. Здесь сохранилась уникальная отделка привезённым в начале XVIII века из Персии ореховым деревом.
Между центральных окон стоит кабинет чёрного дерева, изготовленный во Фландрии в XVII веке, а над ним - портрет Петра I 1697 года, кисти голландского мастера Яна Веникса.
Потолочный плафон зала написан Филиппом Пильманом в 1717-1718 годах на холсте. По легенде, четыре женские головки по углам изображают дочерей Меншикова - Марию, Александру, Варвару и Екатерину.
При реставрации в XX веке под плафоном были обнаружены два слоя ранних росписей. Первая, изображающую Марса, повторили в Кабинете с живописью. Для осмотра более поздней росписи, с купидонами по углам, специально демонтировали часть плафона.
Закончив осмотр интерьеров, спускаемся на первый этаж, где ничего похожего не сохранилось.
Здесь готовилась некая выставка старинных печей.
Я воспользовался случаем запечатлеть несколько из них.
В сувенирной лавке попался вот такой пресс для оттисков.
. Во дворце обнаружилась весьма неплохая и недорогая столовая.
Интерьеры кафе выше всяких похвал. Если когда-нибудь зайдёте в Меншиковский дворец, не забудьте здесь пообедать.