Геймеры и Игроманы (8 фото)
Игорный бизнес пышным цветом расцвел в России, игровые автоматы - словно ловушки - расставили повсюду - от продуктовых магазинов до вестибюлей метро. Но, странное дело, гораздо чаще в них попадались подростки, пенсионеры и тусклые личности, даже отдаленно не напоминающие героев киноэкранов. С 1 июля 2009 года любая игорная деятельность, за исключением букмекерских контор, тотализаторов и лотерей, в России может осуществляться лишь в четырех специальных игорных зонах - в Калининградской области, Алтайском, Приморском и Краснодарском краях. Хотя мы все знаем, что все это живет до сих пор, только туда всех подряд не пускают.
Но, как известно, всякий запрет можно обойти: игорный бизнес никуда не делся, просто замаскировался под интернет-кафе, лотерейные, а то и вовсе «переехал» во всемирную сеть. Это по-прежнему очень прибыльное занятие: по оценкам специалистов, игроманией страдают 1,5% населения всего земного шара. Еще 14% - в группе риска, то есть еще немного - и они забудут обо всем, предпочтя всему и вся тотализатор или, скажем, «однорукого бандита». И пусть в процентах эта цифра выглядит скромно, в пересчете на людей, а особенно на сломанные судьбы, все куда более печально. Ведь от действий игромана страдает не только он сам, но и его родственники, друзья, партнеры по бизнесу…
Не случайно психологи уже называют игроманию болезнью XXI века, а американская психиатрическая ассоциация внесла игроманию в список психических заболеваний наравне с алкоголизмом и наркоманией. Но заниматься психическими нарушениями, связанными с пристрастием к игре, доктора начали еще в конце XIX столетия, на которое пришелся пик популярности карточных игр. Правда, не очень преуспели. Как и все психические расстройства, игромания лечится очень тяжело и трудно: чтобы преодолеть зависимость, у человека уходят годы. Поэтому куда как проще -- как и любую болезнь вообще - игроманию предупредить, нежели лечить.
Группа риска увы, она очень велика. В нее входят все одинокие, неудовлетворенные, потерянные люди, утратившие интерес к реальной жизни. Не случайно в вестибюлях метро за автоматами сидело такое великое множество пенсионеров: вовсе не адреналиновая зависимость и не жажда наживы ими двигала. Просто вместе с работой у них пропал и смысл существования. И они пытались его вернуть. Выход на пенсию - сложный период, часто сопровождаемый депрессиями. Потому так важно подготовить себе «запасной аэродром» - что-то, что приносит удовольствие и удовлетворение, что заставляет дышать полной грудью. Для кого-то отдушиной становятся дети и внуки, кто-то с упоением копается в грядках, занимается собаководством, начинает рисовать или фотографировать. Вариантов - бездна. Но, разумеется, вдруг, из ниоткуда они не возникают. Надо заранее позаботиться о том, чтобы расширить свою нишу «удовольствий». В противном случае придется очень туго: достойно выйти из психологического вакуума удается далеко не всем. А засесть перед телевизором, просматривая бесконечные сериалы, - прямой путь к деменции. Это не выход…
Люди экстремальных профессий - летчики, пожарные, спасатели МЧС, спортсмены - также входят в группу риска. Разумеется, на пике карьеры у них и мыслей не возникает, чтобы заглянуть в интернет-казино. А что случается, когда приходится покидать работу? Там ведь - как нигде - весьма ограниченный «срок годности». И вот представьте ситуацию: практически здоровый человек, сроднившийся с опасностью, привыкший бить рекорды, спасать людей, - вынужден отказаться от своего обычного образа жизни. Дни для него становятся похожими один на другой - тянутся бесконечной серой чередой. Стресс в таком случае неминуем. И, разумеется, возникшую пустоту необходимо чем-то заполнить…
В еще одну группу, входят - азартные, жадные до развлечений люди и, наоборот, граждане тишайшие и спокойнейшие, о которых никогда даже и не подумаешь, что в их душах кипят нешуточные страсти. (Ведь игра - это именно страсть, которая захватывает тебя целиком.) И если с первыми все понятно: в погоне за острыми ощущениями они не остановятся никогда, то со вторыми чуть сложнее и проще одновременно. В реальной жизни они не преуспели: тихие, незаметные серые мышки. Но и им хочется признания, успехов, ярких эмоций. И все это дает им игра. Ведь во что бы ни играл человек, время от времени он обязательно выигрывает. В такие минуты он чувствует себя едва ли не триумфатором. А что до проигрышей, то они практически не замечаются. Происходит подмена: реальная жизнь уступает место выдуманной, где наш герой чувствует себя именно героем. И отказаться от этого у него нет никаких сил…
Нехватка настоящих эмоций, отсутствие вкуса к жизни -- вот что заставляет людей становиться игроманами. А потенциальный выигрыш, возможность «сказочно обогатиться» - лишь оправдание, но никак не движущая сила, превращающая человека в заядлого игрока. Гораздо важнее денег - мечты о них. Игроман с упоением представляет, как и на что он потратит выигранные средства: тут и роскошные яхты, и благотворительность, и финансирование каких-нибудь научных программ… Слаще этих фантазий нет ничего на свете, ведь только в них игроман выглядит сильным, успешным, привлекательным, благородным, только в них он уникален и окружен всеобщими любовью и восхищением… Увы, все это лишь мираж. Не более того.
Главная опасность игромании - вовсе не в неизбежном разорении, а в нравственной и духовной деградации. Человек, гоняясь за придуманным счастьем, не слышит доводов рассудка и воззваний родни и близких. Он начинает тщательно скрывать свое пристрастие, вести двойную жизнь. Сначала он используют собственные средства, потом изымает их из семьи, добывает у друзей, знакомых, коллег по работе и партнеров по бизнесу и рано или поздно оказывается в долговой яме. А чтобы выбраться из нее - идет на преступления или ударяется в бега. И тот, и другой итог печален и приводит либо в тюрьму, либо в могилу.
Но, конечно же, самая печальная участь - у детей и подростков, с которых мы начали наш рассказ. Вы не поверите, но категория игроманов, чей средний возраст - 12-16 лет, - самая обширная.
При этом зависимость от игр у ребят может начаться уже в 8-10-летнем возрасте. Пока они еще не выносят из дома все, что можно вынести, однако уже наносят вред своему психическому здоровью. Ведь компьютерная игромания практически всегда перетекает в другие психические расстройства - депрессию, социофобию, биполярные расстройства.
Чаще всего заболевают дети, предпочитающие всевозможные «стрелялки» и «бродилки», то есть игры, которые не предполагают ни малейшего интеллектуального напряжения. По сути своей -- это все тот же уход от реальности в некий выдуманный мир. В случае с компьютерными играми даже фантазию напрягать не надо: игровая индустрия уже обо всем позаботилась и предоставляет богатейший выбор уже готовых «выдуманных миров», где существует миллион способов самоутверждения и самовыражения. Тем так и заманчивы все эти «миры», что чего-либо добиться в них куда как проще, нежели в настоящей жизни.
В реальности ты отступишь перед силой, в компьютере же обязательно сразишься с противником. Ведь в запасе у тебя куча жизней, да к тому же всегда можно начать сначала.
Чтобы накачать пресс и даже отрастить волосы требуются время и пусть небольшие, но усилия. В игре - пара кликов мышкой, и ты обрел желаемое. Быстро, без труда, все и сразу. Нет, однозначно виртуальный мир много приятнее того, в котором каждый день надо ходить в школу, учить уроки, выстраивать отношения со сверстниками… В таком мире хочется жить.
И подросток живет. Родители зачастую даже не успевают опомниться, а их милое чадо уже целыми днями торчит перед компом и не интересуется ничем другим. Его друзья куда-то испарились, а те, что еще приходят - точно также повернуты на игре и вместе они только и делают, что сидят перед монитором. Его ничто не волнует: днем и ночью он думает о своих успехах и неудачах в игре. И в зависимости от них у него скачет настроение: то он необычайно весел, то становится мрачнее тучи. Смена настроений происходит очень резко и всегда с минуса на плюс и наоборот. Спокойствием здесь и не пахнет. Наконец, ребенок просто не находит в себе сил оторваться от компьютера -- отказывается от еды, не спит. И чихать он хотел на запреты. Читать нотации, ругать, убеждать - бесполезно, особенно на этой стадии. Ведь для вашего чада настоящая жизнь давно переместилась за экран монитора, а вы стали частью назойливой повседневности, которая только мешает и не дает свободно дышать. Немудрено, что ваши воззвания лишь вызывают агрессию.
При этом подростку очень сложно осознать свои проблемы. Это взрослый может понять, что игра разрушает его жизнь, лишает его здоровья, семьи, работы. У детей же ценности еще не сформированы. Им кажется, что им попросту нечего терять.
Так что остановить свое чадо - задача родителей. И действовать надо не запретами, нет. Запрещать компьютерные игры бесполезно и совершенно не нужно. Но надо тщательно их отбирать и обязательно дозировать время, проведенное ребенком у компьютера: не больше часа в день. Бродилки, стрелялки - исключить. Квесты и стратегии, подразумевающие мыслительную деятельность, - вот что никогда не сделает вашего ребенка игроманом, а наоборот, разовьет его интеллектуальные способности.
Ни в коем случае не отмахивайтесь от подростка и не критикуйте его: для него его игровой мир важен. Презирая его увлечение, вы тем самым презираете его самого. Потому превозмогите себя, найдите время - и посмотрите, каких результатов добился ваш сын или дочь, каких персонажей создал, на какой уровень поднялся. Похвалите, а потом предложите вместе прогуляться, прочитать книгу, посмотреть кино: предложите альтернативу игре, помогите своему чаду найти какие-то новые краски в реальной жизни, заинтересуйте его. Обязательно отдайте в какой-нибудь кружок -- но только тот, что нравится ему. Плевать, что все учат полезный английский. Ваш пусть идет на курсы бисероплетения, раз ему так хочется. Это же его жизнь, правильно? И, в конечном счете, важнее всего, чтобы он вырос здоровым и счастливым.
И еще один существенный момент: поощряйте его игры со сверстниками, не позволяйте ему сидеть в четырех стенах. Да, сейчас страшное время, но отнюдь не в каждом подъезде сидит наркодилер с педофилом. Улица все же не настолько опасна, как мы думаем, и она может научить чему-то стоящему: отстаивать свое достоинство, свое мнение, выходить из конфликтных ситуаций. В любом случае - это реальный мир, без иллюзий и фантазий. Тот самый настоящий мир, в котором живем мы все и от которого так небезопасно отрываться…