МАНЬЯКИ: Елизавета Батори (11 фото)
Елизаве́та или Эрже́бет Ба́тори из Эчеда (венг. ecsedi Báthory Erzsébet (- Nádasdy)) или Альжбе́та Ба́торова-На́дашдь (словацк. Alžbeta Bátoriová-Nádasdy; 7 августа 1560, Ньирбатор, Королевство Венгрия — 21 августа 1614, замок Чейте, Королевство Венгрия), называемая также Чахтицкая пани или Кровавая Графиня — венгерская графиня, племянница Стефана Батория, печально знаменитая массовыми убийствами молодых девушек.
Родилась Елизавета Батори 7 августа 1560 года в венгерском городке Ньирбаторе.
Отцом был Дьёрдь Батори из Эчеда, матерью — Анна Батори из Батория, дочь палатина Венгрии Иштвана IV. Родители Елизаветы происходили из двух ветвей одного рода — Батори.
Елизавета провела своё детство в замке Эчед. В 11 лет она была обручена с дворянином Ференцем Надашдем и переселилась в его замок у Шарвара. В пятнадцать лет, она вышла за него замуж, и в качестве свадебного подарка Ференц даровал ей Чахтицкий замок, который стоял у подножия словацких Малых Карпат.
В 1578 год муж Елизаветы был назначен командующим венгерскими войсками в войне против турок. За его маниакальную жестокость по отношению к пленным турки прозвали его «Чёрный бей» («Чёрный витязь»). Поскольку муж Елизаветы проводил всё время в походах, она взяла на себя управление хозяйством.
В 1604 году Ференц Надашдь умер, и Елизавета осталась вдовой. Известно, что после смерти мужа ходили слухи про её потрясающую жестокость.
У супругов было шестеро детей:
Анна (венг. Anna) (р. ок. 1585 – у. после 1605), в браке венг. Anna Zrinski
Каталина (Екатерина, венг. Katalin) (р. ок. 1594), в браке венг. Katalin Drugeth,
Миклош (Николай, венг. Miklós)
Андрей (венг. András) (1598 – 1603),
Урсула (венг. Orsolya),
Павел (венг. Pál) (1593 (1597) – 15 октября 1633 (4 января 1650)).
Большинство подлинных документов о семье Батори были уничтожены по приказу властей, дабы не тревожить народ. Сохранился оригинал допроса свидетелей с 300 подписями, подтверждающими убийства молодых девушек. Своим прозвищем «кровавая графиня Батори» Елизавета обязана одному весьма туманному обстоятельству. В 1610 году до двора Габсбургов начали доходить мрачные слухи о массовых убийствах молодых девушек, якобы происходивших в Чахтицком замке, принадлежавшем графине. Следует отметить, что аристократы того времени имели право распоряжаться жизнью своих слуг, однако масштабы злодеяний, приписываемых Батори, побудили императора Матвея принять решение.
Дьёрдь Турзо (граф и палатин Венгрии) был послан расследовать дело «кровавой графини Батори». Во главе вооруженного отряда 29 декабря 1610 года Турзо ворвался в Чахтицкий замок где, как утверждают, застал на месте преступления саму графиню и ее доверенных подручных. Согласно версии обвинения, Елизавета убивала девушек (в основном, местных крестьянок) между 1585 и 1610 годами.
Это интересно: Зачем потребовалось Елизавете Батори мучить и убивать молодых девушек? Ответ прост – графине приписывают занятия чернокнижием или попросту вампиризм: чтобы сохранить молодость и красоту, она принимала кровавые ванны.
В ожидании суда графиню заперли в подвале собственного замка. Однако род Батори был очень известным и влиятельным, поэтому судебного процесса не было. Опекаемая прислугой, Чахтицкая пани более 3,5 лет прожила в подземной темнице и скончалась в ночь на 21 августа 1614 года. Подручных графини Батори судили в Бритчанском замке (в резиденции палатина Турзо) 2-го января 1611 года. Служанки Елизаветы – Илона Йо, Дорота Сентеш и Катарина Беницка были сожжены заживо, предварительно им отрубили пальцы рук.
В начале кровавой "карьеры" графиня упражнялась в разнообразных пытках над крестьянскими дочерьми. Привлечённые возможностью удачной карьеры и заработка в замке, девушки охотно покидали родительский дом и поступали в услужение. Со временем, однако, репутация замка испортилась, крестьяне начали прятать своих дочерей, стремясь сохранить им жизнь. Графиня расширила круг своих жертв за счёт дочерей мелкопоместного дворянства, которых родители с радостью отправляли в замок с целью обучения манерам и дворовому этикету. Постепенно кровавое увлечение графини получило широкую огласку.
В 1610 году до двора Габсбургов начали доходить слухи о зверских убийствах юных девушек в замке Елизаветы Батори. Император Матвей поручил палатину Венгрии графу Дьёрдю Турзо расследовать дело. 29 декабря 1610 г. Турзо с вооружённым отрядом ворвался в замок Елизаветы Батори и, как утверждают, обнаружил неприкрытые доказательства: девять трупов юных девушек со следами насильственной смерти в разных частях замка.
Точное время, когда Елизавета начала убивать девушек, неизвестно. Принято считать, что это произошло между 1585 и 1610 годами. Муж графини отличался особой кровожадностью и, вероятно, приобщил юную супругу к изысканным развлечениям. После смерти мужа стареющая графиня начала больше заботиться о своей внешности, используя для омолаживания кровь девственниц. Криминальные психологи сходятся во мнении относительно бисексуальности графини и сексуальном возбуждении, сопутствующим пыткам и умерщвлению беззащитных жертв.
Последние годы жизни
Турзо приговорил Кровавую графиню к пожизненному заточению в собственном замке, сообщников же её казнили. В 1611 году каменщики заложили двери и окна комнаты, в которой содержалась графиня, камнями, оставив только маленькую щель для подачи еды. И, в полной темноте, питаясь только водой и хлебом, самая жестокая в истории женщина – серийная убийца прожила три года. Умерла Елизавета Батори в 1614 году, похоронили её рядом с телами её жертв, у стен замка.
Альтернативная версия
Некоторые исследователи полагают, что графиня Батори на самом деле подверглась гонению как глава протестантов Западной Венгрии, а улики против неё были сфабрикованы при участии отдельных иерархов католической церкви и венгерского палатина Дьёрдя Турзо, который претендовал на часть обширных земельных владений рода Батори. К этой точке зрения склоняется венгерский историк Ласло Надь, выпустивший в 1984 году книгу «Дурная слава Батори» («A rossz hírű Báthoryak»), где графиня представлена жертвой интриг палатина Турзо. Эта версия нашла отражение в фильме Юрая Якубиско «Батори» (2008).
Сторонники этой точки зрения обращают внимание на недостаток достоверных исторических источников (в прошлом историки, романисты и журналисты питались главным образом слухами, которыми история графини Батори начала обрастать после её смерти).
Характерны процессуальные нарушения, нестыковки и скоротечность судебного процесса над прислугой: предполагаемых соучастников графини Батори жестоко пытали, а после получения признаний очень быстро казнили. Не вызывает сомнений заинтересованность палатина Венгерского королевства Дьёрдя Турзо и иерархов католической церкви в обвинительном исходе процесса над «кровавой графиней», который должен был привести к дележу её обширного имущества. Так же если предположить, что графиня принимала кровавые ванны, то в ее деле появляется математическая неточность. По разным данным, число убитых девушек составляло от 30-ти до 650-ти человек. В организме человека содержится приблизительно 5-6 (!) литров крови, и всех 650 девушек Елизавете хватило бы не более чем на 30 недель – ведь по свидетельству иезуита Ласло Туроши графиня принимала кровавые ванны еженедельно.
ЛЕГЕНДЫ
Однажды, вернувшись из очередного похода, её муж застал в саду такую картину: к дереву была привязана обнажённая девушка, тело которой терзали осы и муравьи. Когда муж спросил Элизабет, что это, та ответила, что это воровка, которая пробралась к ним в сад. Элизабет приказала раздеть воровку, облить мёдом, и привязать к дереву, чтобы та ощутила себя игрушкой, которую все норовят украсть. Муж Элизабет лишь посмеялся над этим.
Батори очень боялась состариться и утратить свою красоту, молва о которой шла по всей Европе. Вот как она открыла свои "ванны красоты". Однажды причесывающая Елизавету служанка случайно выдернула ей волос.Рассерженная графиня ударила служанку с такой силой, что у той из носа хлынула кровь и несколько капель попало Елизавете на руки. Графиня сочла, что кровь сделала ее кожу более мягкой и нежной, и решила целиком искупаться в крови. По легендам, у Батори была «железная дева» (орудие пыток), где жертва истекала кровью; ею наполнялась каменная ванна, в которой графиня купалась. Жертвой её чудовищных преступлений стало 650 человек.В своём бешенстве, Элизабет могла впиться зубами в тело несчастной девушки, порой вырывая целые куски мяса из рук, лица и других частей тела своих жертв.
Существует и другая версия.После смерти мужа Елизавета имела связи с более молодыми мужчинами, иногда это были и совсем ещё парни. Однажды, будучи в сопровождении молодого кавалера, она увидела старую женщину и спросила у него: «Что бы ты сделал, если бы тебе пришлось поцеловать вон ту старую каргу?». Он рассмеялся и ответил словами отвращения, которые она и ожидала услышать. Старая женщина услышала насмешки графини, подошла к ней и обвинила Елизавету в чрезмерном тщеславии и эгоизме, а также напомнила ей, что старения ещё никто не избежал. Испугавшись утратить красоту и популярность среди более молодых ухажеров, Батори начала искать утешение в магии и оккультизме, мысль о ваннах из крови ей внушила знакомая колдунья.Ведьма сказала Элизабет, что её красоту сможет сохранить регулярный приём ванн из крови молоденьких девственниц. С помощью своих доверенных слуг Элизабет заманивала в замок девушек из округи, которые становились её жертвами.Она нанимала девушек на работу в соседних деревнях. Родители с радостью отдавали своих дочерей богатой графине, не подозревая, какая их ожидает участь. Однако, несмотря на регулярный приём ванн, Элизабет продолжала увядать. Она пришла к колдунье и в ярости набросилась на неё. Ведьма сказала, что Элизабет всё делала неправильно, и купаться надо было не в крови крестьянок, а в “голубой крови” аристократок. И Элизабет стала приглашать в свой замок дочерей разорившихся дворянских семей. Родители отпускали своих дочерей в замок к Графине, надеясь, что они обучатся там придворному этикету, и кровавое пиршество продолжилось. Однако вечно это не могло продолжаться. Одно дело, когда исчезает безродная простушка, другое дело, когда речь идёт об аристократическом роде, пусть даже самом бедном.
Есть версия жизни и смерти графини Батори. По ней все зверства графини являются вымыслом католической церкви, которые сфальсифицировали все улики против несчастной графини.
Турзо претендовал на земли семейства Батори, и в сговоре с церковниками они оклеветали графиню, чтобы заполучить её богатые земли. Матиас II задолжал Батори крупную сумму денег, и её смерть была ему на руку, так как ему не нужно было возвращать долг.
Поэтому Матиас II закрыл глаза на беспредел церкви, которая не раз, отобрав земли у их владельцев, выставляла их в таком неприглядном свете, чтобы отвлечь внимание народа от беспрепятственного дележа имущества невинных людей.
650 жертв, приписываемых графине Батори без каких-либо серьёзных доказательств, позволили объявить графиню одним из «самых массовых серийных убийц всех времён» и занести её в этом качестве в книгу рекордов Гиннесса.
Время от времени зловещая история графини Батори пересказывается в жёлтой прессе (обычно с некритическим
В 1998 году группа Cradle of Filth записала альбом "Cruelty and the Beast". Альбом является концептуальным и посвящён Елизавете (Эржебет) Батори — венгерской графине из Чахтице, убивавшей молодых девушек, чтобы получить их кровь и купаться в ней для омоложения.
В песне «Bathory Aria» участвует актриса Ингрид Питт, ведя повествование от лица Батори, которую она играла в фильме «Графиня Дракула» в 1971 году.
«Графиня Дракула» (англ. Countess Dracula ) — фильм ужасов студии Хаммер. Действие фильма основано на легендах, окружающих «кровавую графиню» Элизабет Батори, в его основе лежит книга Валентины Пенроуз «Кровавая графиня» (1962). Фильм несколько не типичен для продукции студии, но может рассматривается как связанный с трилогией о Карнстейнах, посредством которых Hammer Film пытались ввести на экран новых персонажей помимо традиционных Дракулы и Франкенштейна.
Фильм был создан Александром Паалом и режиссёром Питером Сэсди, венгерскими эмигрантами, работающими в Англии.
в 2008 году вышел еще один кинофильм Кровавая графиня - Батори