Полная версия Горячее Лучшее Новое
Войти
Ностальгия Тесты Солянка Праздники Трейлеры Криптофишки Авто Демотиваторы Фото Анекдоты Видео Гифки Девушки Антифишки Кино

теплоход "Старый большевик"


Теплоход шел из Рейкьявика в Мурманск в составе союзного конвоя "PQ-16". С этим конвоем связано сразу два выдающихся подвига североморцев, которые по-праву вошли в историю отечественного флота. Эти подвиги отмечены четырьмя звездами Героя Советского Союза. Один из героев удостоился этого высокого звания во второй раз, но, к сожалению, посмертно.
Во второй половине 1941 года Советский Союз заключил соглашения с Великобританией, США и Канадой о поставках нам на условиях ленд-лиза вооружения, боеприпасов и военной техники. Около четверти всех этих поставок прошло морем по Северному - самому короткому, но и самому опасному маршруту. Конвои формировались в Великобритании и Исландии, а затем шли мимо островов Ян-Майен и Медвежий в Мурманск, Северодвинск и Архангельск. Переход занимал обычно 10-14 суток. Обеспечение безопасности конвоя от порта формирования до порта назначения возлагалось на корабли Великобритании. Восточнее острова Медвежий охранение усиливалось советскими кораблями и авиацией.

К весне 1942 года фашистское командование сосредоточило в Северной Норвегии крупные силы авиации, подводных лодок и надводных кораблей для пресечения поставок вооружения Советскому Союзу. Борьба на трассах арктических конвоев была очень жесткой. За время войны в советские порты пришло 42 конвоя, в составе которых было 722 транспорта. На переходах погибло 58 транспортов. Силы прикрытия конвоев потопили 27 фашистских подводных лодок, 2 линкора и 3 эсминца, а также сбили большое количество вражеских самолетов.

Лесовоз "Старый большевик" Мурманского морского пароходства с началом войны был выделен для участия в перевозках воинских грузов в составе союзных конвоев. Командовал судном капитан И.И. Афанасьев — волевой, опытный моряк, за плечами которого было уже 20 лет морской службы. Помощник капитана по политической части К.М. Петровский - убежденный коммунист, участник штурма Зимнего дворца, пользовался большим авторитетом и любовью всего экипажа. В конце марта 1942 года судно прибыло в Нью-Йорк и встало под погрузку самолетов, снарядов, авиабомб, взрывчатых веществ и бочек с бензином. Приняв груз, "Старый большевик" взял курс на Рейкьявик, где формировался конвой "PQ-16". 19 мая конвой вышел в море.
Ранним утром 25 мая в районе острова Ян-Майен над конвоем появились 19 торпедоносцев и 6 бомбардировщиков врага. Атаки следовали одна за другой. Самолеты сбрасывали бомбы и торпеды, обстреливали транспорта из пушек и пулеметов. Корабли охранения делали все возможное, чтобы защитить транспорты, но самолетов было слишком много. В этот день врагу удалось повредить один транспорт, который повернул обратно.
На следующий день обстановка осложнилась, поскольку наряду с бомбардировками начались атаки подводных лодок. Один транспорт был потоплен. По мере приближения к сравнительно узкому коридору между островом Медвежий и побережьем Норвегии налеты авиации становились все более частыми, яростными и массированными. "Старый большевик" шел в конце конвоя, и особенно часто подвергался атакам немецких самолетов. Зенитчики действоавали умело, ставя огненный барьер перед каждым приближавшимся самолетом. Но главным залогом успеха было умелое маневрирование. Капитан И.И. Афанасьев управлял судном настолько искусно, что фашисты никак не могли поразить его. За первые три дня интенсивных налетов авиации экипаж теплохода отразил 47 атак фашистских самолетов. Это значит, что бой с самолетами продолжался все три дня практически беспрерывно.

Особенно трудным был третий день - 27 мая, когда против конвоя гитлеровцы бросили 108 бомбардировщиков и торпедоносцев. К исходу этого дня конвой потерял 6 транспортов, а три получили серьезные повреждения. На «Старый большевик» вышли сразу девять самолетов. Они пикировали со всех сторон. Уклониться от такой атаки было уже невозможно. В 12 часов 10 минут одному из бомбардировщиков удалось пройти прямо над теплоходом. В судно попало несколько бомб, одна из них поразила правое зенитное орудие на полубаке. Его расчет погиб полностью, у соседнего, левого орудия, ранило четырех человек. Капитан был сильно контужен и на какое-то время потерял сознание.
Полубак окутало черным дымом, возник пожар, были повреждены судовая машина и рулевое управление. Судно лишилось хода. Огонь быстро распространялся от полубака к трюму № 1, где находились зажигательные бомбы, снаряды, взрывчатка. К.М. Петровский организовал вынос снарядов из охваченного огнем помещения. Вражеские самолеты усилили атаки на потерявший ход и окутанный дымом транспорт. Экипаж одновременно сражался и с самолетами и с наступавшим пожаром.
В перерыве между налетами командир отряда охранения, видя, что "Старый большевик" не может двигаться в составе конвоя, предложил капитану покинуть судно. К борту теплохода подошел английский эсминец, чтобы снять с него экипаж и потопить теплоход. И.И. Афанасьев, в соответствии с решением всего экипажа, категорически отказался покинуть судно. Тогда эсминец взял четырех раненых и ушел вместе с конвоем. Горящий, лишенный хода теплоход остался в открытом море один. Экипаж пошел на смертельный риск ради спасения теплохода и очень ценного для нас военного груза.
Правило топить суда, получившие повреждения и не способные держать свое место в строю, было записано в инструкции английского адмиралтейства командирам эскортов конвоев. Это было связано с тем, что конвой не мог задерживаться из-за одного поврежденного транспорта. Оставлять же транспорт, в надежде на то, что экипаж устранит повреждения и догонит конвой, тоже было нельзя, поскольку в этом случае одиночный и беззащитный транспорт становился легкой добычей фашистских самолетов и подводных лодок. В этих условиях, для англичан спасение экипажа было гораздо важнее, чем спасение транспорта и его груза.
Между тем пожар на теплоходе не утихал, палуба около первого трюма накалилась. Очаг пожара поливали из шланга, женщины встали в ряд и передавали ведра с водой для охлаждения палубы и надстроек в районе пожара. Периодически им приходилось уходить для того, чтобы поднести снаряды к кормовым пушкам и набить пулеметные ленты для отражения очередного налета самолетов. В перерывах между налетами артиллеристы оставляли орудия и шли на тушение пожара. Восемь долгих часов длилась эта упорная и изнурительная борьба, но она увенчалась успехом. Пожар удалось потушить. Тем временем старший механик Н. И. Пугачев со своими подчиненными устранил повреждение машины и рулевого управления. "Старый большевик" пошел догонять конвой.
Вечером, собравшись на корме, моряки отдали последние почести погибшим товарищам. Под ружейные залпы их тела, по морскому обычаю, были погребены в море. На следующий день израненный и обожженный теплоход занял свое место в ордере конвоя. На мачте флагманского корабля был поднят сигнал: "Сделано хорошо". Все иностранные и советские суда конвоя в знак своего уважения к подвигу экипажа нашего теплохода отрепетовали этот сигнал.

Вскоре к охранению конвоя присоединились три наших эсминца, а в воздухе появилась наша авиация. В течение еще трех дней конвой подвергался сильным налетам вражеской авиации. Особенно жаркие воздушные бои завязались 30 мая уже на подходе к Кольскому заливу. На этот раз гитлеровцы атаковали под прикрытием своих истребителей. Наши летчики действовали исключительно самоотверженно, мужественно и умело. Они уходили от вражеских истребителей, чтобы атаковать бомбардировщики и защитить конвой. В воздушных боях этого дня было сбито 7 вражеских самолетов, но погибли и 3 наших истребителя. Одним из погибших был командир авиаполка Герой Советского Союза Б.Ф. Сафонов. В этом бою он сбил три бомбардировщика, а всего на его боевом счету было 25 сбитых фашистских самолетов. За этот подвиг он был второй раз удостоен звания Герой Советского Союза.
В 19 часов 30 мая большая часть конвоя вошла в Кольский залив, а остальные суда направились в Архангельск. Старший английский офицер, командовавший силами охраны конвоя, заявил советскому командованию: "Разрешите передать Вам мое личное восхищение, восхищение всего нашего офицерского состава и всех английских моряков героическими действиями экипажа теплохода "Старый большевик". Так могли поступить только русские". За этот подвиг теплоход был награжден орденом Ленина, а его экипаж орденами и медалями. Три члена экипажа - капитан И. И. Афанасьев, первый помощник капитана М. П. Петровский и рулевой Б. И. Аказенок - были удостоены звания Герой Советского Союза. Английское адмиралтейство объявило благодарность команде "Старого большевика" и наградила его капитана и старшего механика британскими орденами.
Конвой "PQ-16" доставил в Советский Союз 321 танк, 124 самолета, 2507 автомобилей и много другой военной техники, в том числе очень необходимые нашему флоту гидроакустические и радиолокационные станции.
Источник: www.kliper2.ru
897
9
17
30
Показать 9 комментариев
Самые фишки на Фишках