10 фактов о фантастической эпопее и лейтенанте рипли (7 фото)
Сегодня прекрасной актрисе исполняется 65 лет
Сигурни Уивер карьера вроде бы очень успешная: тут тебе и три номинации на «Оскар», и роли в дюжине суперхитов – от «Охотников за привидениями» до «Аватара», и драматический талант, в котором никто давно не сомневается. Но все равно – скажешь «Сигурни Уивер», и прежде всего всплывет в памяти лейтенант Эллен Рипли из тетралогии про Чужих. Женщина, которая сквозь путешествия, страдания, перестрелки, смерть и последующее воскрешение от фильма к фильму превращалась в самую брутальную героиню научно-фантастического кинематографа конца ХХ века.
В 2011-м журнал Total Film просто поставил ее на первое место в списке ста величайших персонажей-женщин в истории кино. Не только персонажей боевиков, а вообще – всех. За роль Рипли Уивер как раз и получила свою первую оскаровскую номинацию – редчайший, сенсационный случай, потому что киноакадемия почти никогда не номинирует за роли в фантастических боевиках, считающихся «низким жанром».
Потому мы решили вспомнить именно эту ее героиню – благо, в этом году широко отмечается 35-летие со дня выхода на экран «Чужого» Ридли Скотта, самого первого фильма о грозных инопланетянах и их прекрасном земном враге.
УИВЕР ПРОТИВ «ЧУЖОГО»: 10 ФАКТОВ О ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ЭПОПЕЕ И ЛЕЙТЕНАНТЕ РИПЛИ
1. Когда 29-летняя театральная актриса Уивер пришла на кастинг «Чужого», она была никому не известна в мире кинематографа – ее опыт сводился к маленькой роли в «Энни Холл» Вуди Аллена. А Ридли Скотт в тот момент был близок к отчаянию: декорации фильма уже строились, а исполнительницы главной роли все еще не было. Но тут кто-то посоветовал ему посмотреть спектакль, главную роль в котором играла вроде бы подходящая девушка. И девушка привела режиссера в восторг: было видно, что она умна, что она может командовать людьми, и что она в хорошей физической форме (Скотту хотелось, чтобы героиня была высокой, а в Уивер, выступавшей в туфлях на каблуках, было под 190 сантиметров). Студия, правда, не хотела брать Уивер и упиралась до последнего: продюсеры вообще предпочли бы, чтобы герой был мужчиной, и уж точно их не радовала перспектива брать на главную роль никому не известную актрису.
2. У самой Сигурни тоже были сомнения насчет того, стоит ли играть в "Чужом". «Я была ужасным снобом. Я вообще не хотела сниматься в кино. Хотела только играть в театре. Я почти отказалась прослушиваться, а когда все-таки пришла, Ридли меня спросил: «Ну, что вы думаете о сценарии?» Я ответила: «Ну что ж, история очень мрачная и неприятная, и там много всего такого, во что я просто не могу поверить». Агент по кастингу очень хотела в этот момент, чтоб я замолчала – а то пришла на пробы и начала сразу сценарий критиковать! Но я думаю, Ридли это понравилось. Еще я волновалась, потому что не понимала, как будет выглядеть Чужой. Сценарий – это же «Десять негритят», в сущности, только с каким-то там монстром. Я его вообще воображала себе как большой пузырь с желтым гелем. Но потом Ридли вытащил большие прекрасные картины швейцарского художника Х.Р.Гигера. И я поняла, что хочу играть в этом фильме – просто потому что никогда не видела на экране ничего подобного!»
. Скотт позволял актерам самим придумывать биографии героев. Уивер придумала, что лейтенант Рипли – из семьи потомственных летчиков-космонавтов, а полет на звездолете «Ностромо», в ходе которого она столкнулась с Чужими – самое ответственное из ее заданий. Она еще не очень опытна (что идеально соотносилось с неопытностью самой актрисы: Скотт на съемках просил ее не смотреть в камеру, Уивер в отчаянии говорила «Но ты же тычешь ей прямо в меня!»)
4. Имя героини – Эллен – придумано только для второго фильма. В первом ее по имени никто не называет. Кстати, получив от Джеймса Кэмерона сценарий «Чужих», Уивер была поражена, что ее героиня теперь присутствовала на каждой странице: в первом фильме внимание распределялось между всеми членами экипажа «Ностромо». Съемки шли довольно гладко. В фильме убивают огромное количество персонажей, и каждому актеру в день, когда снималась сцена смерти его героя, Уивер дарила букет с улыбкой и словами «Ну что, вот и пришел твой день!»
5. Больше всего проблем возникло с «Чужим3» – полнометражным дебютом Дэвида Финчера, который сейчас стал одним из крупнейших американских режиссеров, а тогда был известен в основном как автор клипов Мадонны и Джорджа Майкла. Над сценарием работали несколько лет, новые идеи появлялись и отбрасывались (в одной из версий действие разворачивалось на планете-монастыре!) До Финчера проект уже успел сменить пару режиссеров (в первоначальной версии, которую разрабатывал Ренни Харлин, Рипли не было вовсе). Продюсеры не верили в способности Финчера (хотя Уивер его защищала). Мрачнейший «Чужой-3» плохо прошел в американском прокате, вызвал гнев Джеймса Кэмерона, который назвал его «пощечиной, данной ему и фанатам предыдущих картин», но со временем стал считаться своего рода макабрической классикой.
6. Сигурни Уивер говорит, что каждый раз, когда заканчивались съемки очередного фильма про Чужих, она была уверена, что эта картина – точно последняя. Уивер лично настояла, чтоб героиню убили в финале «Чужого-3» – не в последнюю очередь потому, что прослышала о планах по созданию фильма «Чужой против Хищника», и эта идея показалась ей отвратительной. Кроме того, она не хотела, чтобы Рипли превращалась в комическую фигуру, раз за разом просыпающуюся от анабиоза среди монстров.
7. Уивер согласилась сниматься в еще одной картине про Чужих – «Чужой: воскрешение», снятой Жан Пьером Жёне, и даже стала его продюсером. В этом фильме клонированная Рипли приобретала определенное внутреннее сходство с Чужими и сама становилась матерью монстра, получужогополучеловека; Уивер показалось, что это интересное развитие характера. Самый знаменитый момент на съемках этой картины – когда Сигурни удалось попасть мячом в баскетбольную корзину, причем она стояла к ней спиной, в нескольких метрах от нее и практически не целилась. Этот эпизод вошел в картину. К сожалению, мяч на секунду вылетел из кадра, прежде чем угодить в корзину, и актриса сокрушалась: «Все решат, что когда он вновь влетает кадр, это уже компьютерная графика!»
8. Уивер еще несколько раз работала с Ридли Скоттом, который открыл ее для кино: она сыграла королеву Изабеллу в фильме «1492: завоевание рая» и только что снялась в библейском эпосе «Исход: боги и цари». А с режиссером «Чужих» Джеймсом Кэмероном она работала на «Аватаре» и будет работать на трех его продолжениях, которые выйдут с 2016го по 2018 годы; погибшую в первой части героиню каким-то образом воскресят и вернут на экран; никаких подробностей ни Кэмерон, ни Уивер не раскрывают. Но к воскрешениям актрисе не привыкать.
9. Уивер сейчас говорит, что Рипли «стала частью ее ДНК». Но она отказалась делать «Чужого-5» сразу после «Чужого-4», и об этом жалеет: понятно, что в 65 лет не так-то просто вернуться к образу. Впрочем, в 2014-м у нее это получилось: она приняла участие в озвучиванием компьютерной игры «Чужой: изоляция». «Я сама удивилась: стоило мне войти в нужное настроение, как ее голос сам из меня вырвался!»
10. Общаясь этим летом с фанатами «Чужого» по поводу выхода игры, она дала им надежду, что приключения Эллен Рипли на большом эране не закончились. Еще три года назад она сказала: «Я точно готова еще надрать Чужому задницу!» А сейчас добавила: «Там еще есть что рассказать, хотя лично я не знаю, как это рассказать. Не думаю, во всяком случае, что Чужой должен попасть на Землю, чтобы там выпрыгивать на людей из стога сена. Мне кажется, действие должно разворачиваться на дальних рубежах Вселенной, куда ни один человек в здравом уме отправиться не захочет. Но есть совсем немного режиссеров, которым я могла бы в этом довериться...»
ЧУЖИЕ И РИПЛИ, ИЛИ ЧЕРЕЗ ЧТО ЕЙ ПРИШЛОСЬ ПРОЙТИ В БОРЬБЕ С МОНСТРАМИ
«Чужой» Ридли Скотта (1979). Лейтенант Эллен Рипли и другие члены экипажа космического корабля «Ностромо» получают сигнал о бедствии с планетоида LV-426, неподалеку от которого пролетают. В результате на корабль проникнет Чужой – крайне агрессивный инопланетянин с кислотой вместо крови. Рипли – единственная, кто выживет, приобретя бесценный опыт сражения с инопланетянами.
«Чужие» Джеймса Кэмерона (1986). Рипли странствует в космосе в состоянии анабиоза. Когда ее находят и приводят в чувство, выясняется, что прошло уже 57 лет; ее оставшаяся на Земле дочь за это время уже состарилась и умерла. Рипли приходится вернуться на планетоид LV-426 – а там уже целая армия Чужих, с которой надо бороться.
«Чужой-3» Дэвида Финчера (1992). Самый мрачный фильм из цикла. Действие разворачивается на планете-тюрьме, куда попадает Рипли с эмбрионом Королевы чужих внутри. В финале она совершает самопожертвование – гибнет и убивает Чужого.
«Чужой: воскрешение» Жан-Пьера Жёне (1997). Арт-кино, снятое создателем «Деликатесов» и будущим автором «Амели», полное макабрической фантазии. Рипли клонируют – но теперь в ней сохранена частичка Чужого. Ее планируют использовать для создания новых Чужих, которые станут самым страшным биологическим оружием в истории человечества.
ЕЩЕ ПЯТЬ ИЗВЕСТНЫХ ФИЛЬМОВ УИВЕР
«Охотники за привидениями» (1984)
«Гориллы в тумане: история Дайан Фосси» (1988)
«Смерть и дева» (1994)
«Имитатор» (1995)
«Аватар» (2009)
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Сьюзен Александра Уивер родилась 8 октября 1949 года на Манхэттене, в семье английской актрисы и телепродюсера-американца. Имя «Сигурни» она взяла в 24 года, позаимствовав у одной из проходных героинь «Великого Гэтсби» Ф. Скотта Фитцджеральда (вообще это редкое имя французского происхождения). Окончила Драматическую школу при Йельском университете. На прошлой неделе исполнилось тридцать лет, как она замужем за режиссером Джимом Симпсоном, в 1990-м у них родилась дочь Шарлотта