Удар по Ахмад Шаху Масуду — крупнейшая операция советских войск (4 фото)
Пришли туда, где нас не ждали
В долине реки Панджшер, простирающейся до границы с Пакистаном, располагалась крупнейшая в Афганистане база моджахедов под командованием Ахмад Шаха Масуда. Умело взаимодействуя с группировками из соседних провинций, его подчиненные наносили ощутимые удары по войскам, населению и местным органам власти. А имевший стратегическое значение перевал Саланг, через который пролегали жизненно важные транспортные артерии, давно стал местом вылазок и диверсий со стороны боевиков. Используя огромное количество пещер, ущелий, перевалов, проходов, прилегающих к основной долине и выходящих к другим районам Афганистана, группировка противника численностью более 5 тысяч держала под своим контролем и влиянием более 40 тысяч человек местного населения. Особенно искусно была организована система ПВО, которая состояла из более 120 пулеметов ДШК, расположенных по всей глубине Панджшера. Здесь у моджахедов была создана развитая сеть складов вооружения, боеприпасов и продовольствия, которые нужно было уничтожить.
— В последней декаде апреля началось тщательное изучение района предстоящих действий, — вспоминает Норат Тер-Григорьянц. — В результате проведенной аэрофотосъемки местности было сфотографировано около 2000 квадратных километров площади. Для соединений и частей были заранее разработаны карты и другие документы, которые вручались соответствующим командирам в строго определенное время. Был разработан и план оперативной маскировки и дезинформации, который предусматривал отвлекающие боевые действия в направлении ущелья Горбанд. При этом запрещалось употреблять слово «Панджшер», во всех планах и документах это название было заменено на «Бамиан».
В частях активно проводились учения, шла подготовка техники и вооружения, создавались запасы продовольствия, боеприпасов и материальных средств. В общей сложности в операции было задействовано около 12 тысяч советских и афганских военнослужащих, более 320 единиц бронетанковой техники, 155 орудий и минометов, а также 104 вертолета и 26 самолетов.
Проведенные в ходе развертывания основных сил отвлекающие действия артиллерии и авиации в направлении Бамиан, сосредоточение войск у входа в долину Горбанд и другие меры позволили руководству операции ввести противника в заблуждение.
Победить и вернуться
Не прекращая отвлекающих боевых действий, советским войскам удалось захватить почти без боя все господствующие высоты у входа в долину Панджшер. В течение первого дня операции на глубину 40–50 км по долине и на расстоянии до 80 км от аэродрома Баграм десантировались 6 батальонов — свыше 1200 человек.
Всего же в течение четырех дней вертолетами Ми-8 МТ было осуществлено десантирование 20 советских и афганских батальонов — в общей сложности более 4200 человек из состава 12-ти тысячной группировки наших войск. Кроме того, в течение трех дней до 30 вертолетов под прикрытием фронтовой авиации перевозили в район Эвим 180 тонн боеприпасов, до 30 тонн продовольствия и другого имущества.
Особенностью этой уникальной войсковой операции стало то, что удары по противнику наносились не последовательно, с поэтапным продвижением войск вглубь долины, а одновременно на всю глубину. Кроме того, удалось застать мятежников врасплох, расчленить бандформирования и приступить к их уничтожению по частям.
Этого добились путем массированного десантирования войск на маршруты движения отходящих и подходящих группировок противника.
Несмотря на упорное сопротивление противника, хорошо знавшего особенности местности, операция завершилась успешно. В результате было захвачено и уничтожено большое количество боеприпасов, различного вооружения, снаряжения, складов, средств радиосвязи английского и японского производства. В плен было захвачено более 200 мятежников. Под контроль афганского правительства перешли богатейшие районы на глубину до 220 километров.
По сути дела, выход войск из Панджшера тоже являлся отдельной войсковой операцией, с последовательной передачей занятых высот подразделениям афганской армии.
По призыву Исламской партии Афганистана из ближайших провинций на помощь Панджшеру спешили другие формирования моджахедов. Притаившиеся в скалах бандгруппы совершали внезапные налеты на наши подразделения. Поэтому в план отвода войск были внесены соответствующие изменения и дополнения.
— Наши командиры, штабы, части и подразделения на протяжении всего периода операции проявляли творческий подход и находчивость, — рассказывает Тер-Григорьянц. — Здесь нашли свое отражение как неоднократно применявшиеся способы действий, так и новые, неизвестные противнику, но отвечающие требованиям сложившейся обстановки приемы.
Опыт, оказавшийся забытым
По приказу министра обороны СССР Маршала Советского Союза Дмитрия Устинова, опыт, приобретенный нашими войсками в данной операции, был рассмотрен на состоявшейся в июле 1982 года в Кабуле IV военно-научной конференции 40-й армии, с привлечением командиров и начальников штабов из приграничных военных округов. Основным докладчиком на ней выступал руководитель операции — генерал-майор Норат Тер-Григорьянц. Его опыт новых форм и способов ведения боев в горах руководство стремилось довести до максимального количества командиров различного ранга.
Однако потом генерал не раз задавался вопросом: как же так получилось, что по прошествии чуть более 10 лет этот опыт оказался забытым? Почему в период первой чеченской кампании наши командиры не были подготовлены к боевым действиям в горной местности и вынуждены были многому учиться заново, ценой трагических ошибок и неоправданных потерь? На ком лежит ответственность за эти просчеты?
Что касается потерь, — были они и в ходе Панджшерской операции. Боевые действия такого масштаба, даже при самой умелой их организации, без потерь не обходятся, и это — суровая правда войны. Но правда и то, что, если бы не тщательная проработка всех деталей операции, они могли оказаться несоизмеримо большими.
…За проведение Панджшерской операции командующий и Военный совет Туркестанского военного округа представили в Москву необходимые документы на присвоение генерал-майору Норату Тер-Григорьянцу звания Героя Советского Союза.
Но — то ли «благодаря» армянскому происхождению, то ли по каким-то еще причинам — в итоге он был награжден лишь орденом Ленина. А звание Героя было присвоено командующему войсками Туркестанского военного округа генерал-полковнику Юрию Максимову.
А вообще боевых орденов на груди генерал-лейтенанта в отставке Нората Горигорьевича Тер-Григорьянца — шесть. И каждым из них можно с полным правом гордиться!