Остров Сухо: смерть врага на Ладоге (4 фото)
После начала блокады Ленинграда единственной коммуникацией, соединявшей осажденный город со всей страной, стало Ладожское озеро. Проходившая по нему магистраль работала круглый год. Зимой использовался ледовый путь, а в остальное время — морской.
Между Новой Ладогой и портом Осиновец расположен искусственный насыпной остров Сухо. Несмотря на незначительные размеры — 90 на 60 м — Сухо в годы Великой Отечественной был важным стратегическим объектом, который позволял контролировать значительный участок дороги снабжения, а также прикрывал подходы к главной базе действовавшей тогда Ладожской флотилии.
Немецкая армия всеми силами старалась парализовать движение по Ладоге. Однако удары с воздуха и артиллерийский огонь с берега не приносили желаемого результата — транспортная магистраль продолжала работать. Необходимо было взять Ладогу под свой контроль, а начать с малого — с острова Сухо. Так, весной 1942 года нацисты начали готовиться к операции «Бразиль».
В городе Лахденпохья, отвоеванном финнами в начале войны, немецкое командование развернуло морскую базу, куда начали стягивать военные суда из Германии, Италии и Финляндии.
Обстановка на озере становилась непростой, и командование Ладожской флотилии усилило морскую и воздушную разведку. А маленький остров Сухо как будто не верил, что на него у нацистов большие планы. К столкновению с немецкими силами он готов не был. Гарнизон острова насчитывал всего 70 человек, батарея противокатерной обороны — три 100 мм пушки и три пулемета, радиостанция располагалась в самой приметной части острова, в здании маяка… Подходы к Сухо заминированы не были, батарея до конца не оборудована, проволочные заграждения не установлены.
Ранним утром 22 октября 1942 года вражеская флотилия двинулась к Сухо. 30 судов, среди которых быстроходные десантные баржи, боты и десантные катера в охранении торпедных, стремительно приближались к острову, имея при этом поддержку авиации.
Из-за непогоды бойцы сигнально-наблюдательного поста заметили немецкие суда слишком поздно, от острова немецкие силы отделяло меньше шести километров.
Солдат подняли по тревоге, и командующий гарнизоном старший лейтенант Иван Гусев приказал бойцам занять позиции. Из землянок, выполнявших роль складов, достали боеприпасы, батарейцы проверяли готовность артиллерии.
Не прошло и получаса, как неприятель, выстроив суда в две линии, открыл огонь. В неравный бой включились и наши артиллеристы.
В это время недалеко от острова несли дежурство два советских судна: южнее Сухо — тральщик «ТЩ-100» старшего лейтенанта Каргина, а восточнее — охотник «МО-171» Ковалевского. Услышав гром орудий, они доложили начальнику штаба флотилии о завязавшейся схватке и направились к острову на помощь гарнизону.
А бой не стихал. Через считанные минуты здание маяка на острове было разрушено, гарнизон лишен связи, а значит и возможности передавать донесения. Казалось, нацисты хотят стереть с лица земли этот маленький отрезок суши — вражеские пушки простреливали каждый метр острова.
Однако наши пушки тоже стреляли метко. Орудие сержанта Баскакова накрыло десантную баржу, а сержанты Мишуков и Пугачев потопили еще два вражеских судна. Старший лейтенант Гусев был ранен, но бойцы не ждали приказов, они вложили в свое оружие все мужество, всю стойкость и ненависть к врагу и продолжали сражаться.
В бой вступила неприятельская авиация. Немцы бомбили подступы к Сухо, готовя плацдарм для высадки десанта. Прибывшие дозорные корабли ввязались в бой, стараясь отвлечь их внимание от острова и оттянуть время до прибытия подкрепления.
Но град орудий и грохот разрывающихся бомб не смолкал. На острове начался пожар, горело все, что могло гореть. Огонь охватил ящик с боеприпасами, но бойцы Полещук и Иванов, рискуя жизнью, вовремя остановили пожар…
Тем временем, одна из барж при поддержке авиации все же сумела высадить десант на Сухо. Хорошо вооруженные немцы стремились захватить наши орудия, но сделать этого им не удалось — гарнизон, неся большие потери, продолжал бороться.
Командующий гарнизоном Иван Гусев сделал в журнале запись: «4-й час сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолеты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побили много фашистов…». Имея четыре ранения, он продолжал командовать боем.
Положение гарнизона на острове оказалось крайне тяжелым, и в самый критический момент в небе показались истребители авиации флота. Они обрушили мощнейший огонь по вражеским судам, и вскоре остатки гитлеровской флотилии приступили к отходу.
Правда, для них было уже слишком поздно — в бой вступили штурмовики Ленинградского и Волховского фронтов, обрушившие на врага мощный шквал огня. Вскоре к острову Сухо прибыли и морские силы Ладожской флотилии…
Так, несмотря на огромное численное превосходство, немецкие силы провалили операцию «Бразиль». В бою у острова Сухо они потеряли 17 судов и 12 самолетов. Руководители операции в своем донесении писали: «Вследствие многочисленных повреждений, пробоин, а также технического расстройства после операции, срок предположительной готовности паромной флотилии к новым выступлениям еще не может быть сообщен».
Эта победа, стоившая жизни многим бойцам, защищавшим остров Сухо, спасла жителей блокадного Ленинграда от голодной смерти. Немцы больше не пытались захватить Ладогу. Дорога из осажденного города на Большую землю продолжала работать.