Артем Жиляков и Судороги Оливье - Olivie Kinks (14 фото)
Меню футуриста. Трэк-лист
XXI век, на дворе 2015 год.
«Судороги Оливье» - это музыкальный балаган, где играют Артем Жиялков и Борис Еремеев, такой шекспировский «уличный театр», играющий на потеху «самого себя» на манер Брайана Ино.
Беседа с Артемом Жиляковым представляет собой футуристическую пьесу, или трэки, на которые разбито интервью. Меню предлагает изучить «из чего приготовлен салат».
Опыт – равно эксперимент
- Опыт – это тот же эксперимент, в музыке мы имеем ту же ситуацию, когда интуитивно исполненная композиция заставляет нас размышлять на завтра об окружающей природе и о нас самих, как мы до такого додумались, докатились (rock and roll).
- Взять трэк «Трамвай» - это что-то невероятно-электрическое, как трамвайная дуга. Здесь звучит музыка Александра Уткина, томского композитора, еще в одном из номеров есть клавиши Александра Котегова, на них весьма удачно наложена соло-гитара, а также трэк «Интерьер» из альбома «Примус».
- Судороги Оливье – почти что то же, что “Brain Salad Surgery” у Эмерсон, Лэйк энд Палмер. Хирургический салат из мозгов у нас «включает в себя» - морковку, горошек, лук, капусту, картошку, петрушку – обычный русский винегрет, оливье. И как всегда - его бывает много, на Новый год русские готовят такой большой таз любимого блюда.
- У нас была рыба, собака и кошка, осталась только собака. Рыбу звали Tommy Оскал, она была астронотусом. Заглавную композицию «Лейте Песню» в альбоме «Рыбарама» можно прочитать, как «налей-ка мне песню» в смысле, что песни у нас народ больше пьет, чем слушает. Или можно отдать приказ, вроде военной команды – «Песню нали-вай!»
Удивительное словосочетание «Рыба Под Ключ» - получилась такая три-хлоп медитация. В целом, Борис Еремеев предложил название для стиля, в котором звучат «Судороги Оливье» - это лаундж-хаус, музыка, которая записана для домашнего прослушивания, типа даун-хаус, только чуть более атмосферно. А мне больше нравится название что-то вроде “Roxy Motion”, то, что напоминает о саундтреке и легком шлейфе комет одновременно.
- Забавно бывает, когда приходит Борис и за несколько минут сотворяет некое музыкальное сооружение – например, «Солнце На Стогах», такая концовка-занавес представления. Альбом «Солнце На Стогах» родился от впечатления, произведенного Иркутским театром пантомимы «Иллюзии», они несколько раз приезжали к нам в город – актеры делают на сцене что-то невероятное, это больше, чем просто пантомима.
- Мне очень нравятся эксперименты с «легкой» музыкой сэра Пола МакКартни, например, в “McCartney – II”, и одновременно опыты Боуи в “Low”. Странное настроение, эти зигзаги мысли, как следы велосипедных шин в «Радуге Бензиновых Луж» воскрешают в уме музыкальные арки в роллинговской “She’s A Rainbow”. Поэтому, думаю, что Судороги Оливье – весьма рок-н-ролльный проект.
Меня засосала опасная трясина
- Забавно происходит, когда электронно-гитарная композиция сама «ложится» на окружающий рельеф, пейзаж. Так было с музыкой в «Ламповых Петлях». Когда-то, в 80-х, студенты, жившие в общежитиях-девятиэтажках, стоявших друг против друга, «переписывались» между собой фонариками в окнах, рождались такие светящиеся «петли», ведь мобильных телефонов тогда еще не было...
- Психоделия – это всегда немножко «опасно», впрочем, не больше, чем попса, которую показывают по ТиВи. По большому счету, в таком «гамбургере» психоделия – всегда исследование, и конечно, приходится порой погружаться на большую глубину или просто залезать в трясину. Но уж если ты поешь с задором «меня засосала опасная трясина», то ничего плохого точно не случится. Без юмора – в наше время, как без весел.
- Думаю, что время авангарда себя исчерпало. Музыка в «Судорогах Оливье» - скорее «Аръергард», мне нравится «начинать с конца», аръергардная музыка больше стимулирует к рок-н-роллу.
- В хорошем смысле «еврейская» музыка в «Пери Да Мэри Шуды Да Луды» была написана еще в школе, в ней гитара звучит как скрипка на самопальном дисторшне. Борис своей игрой придал ей больше славянского духа, демонического или языческого праздника, когда сковороды и метлы сами пускаются в пляс.
Thrill Of It All
- Однажды Эдриан Белью, а по-нашему Андрюха, рассказывал, что для каждого альбома Кинг Кримсон придумывается музыкально-поэтический ландшафт, на который затем уже «накладываются» партии. В нашем случае, таким почти идеальным ландшафтом могут быть композиции Roxy Music, они больше всего напоминают то, что мы делаем в «Судоргах Оливье».
- «Самый большой ужас» того ужаса, который происходит с нами в последнее время заключается в том, что это стало нормой, обычной реалией жизни, и мы привыкли к этому ужасу, живем с ним ежеминутно. Мы готовы с ним играть и его исполнять. В каком-то смысле этот ужас провоцируется в композиции «Out Of КПСС».
Мы используем «принцип русской матрешки» - вой ветра в композиции «Я Матрешка» на альбоме «Тихая Истерика» символизирует сибирскую природу и мировой глобализм одновременно, так сказать, «не было бы счастья, да несчастье помогло».
- Мне представляется мультяшный герой по имени Оливье, из 60-х, и с ним происходят такие вот судороги, во время которых он берет гитару и извивается на сцене как настоящие Kinks.
Менструация у мужчин
- Вроде всем понятно – разве у мужчин бывает менструация? Оказывается, она есть, причем именно в музыкальном плане. Ведь многое в мужском мире – и неустойчивость, и стрессы, мат и хамство, пьянство и неудовлетворенность – примеры того, как с кровью в пространство «выходит» мужская менструация. Конечно, прежде всего, через голову и из головы. Музыка, особенно, рок – того же порядка, все это в некотором понимании есть природой заложенный процесс, он происходит постоянно и регулярно. Без него невозможно нормальное функционирование мужчины, так происходит обмен энергии между мужчиной и окружающим миром.
- «Судороги Оливье» - причудливый сад, по которому разгуливают монстры. Здесь можно встретить, например, «Лиру Травоядную».
- Мне не очень нравятся машины, их агрессивность, поэтому в композиции «Крым И Чайка ГАЗ-13» звучат крики морских чаек, все это успокаивает и настраивает на ретро, когда «Чайка» представляется красивым Мерседесом, более комфортным, чем в современности
В композиции «Бюст Ленина» на альбоме «Примус» музыка звучит под шкворчание яичницы, которую между делом готовят на плитке. По идее, подразумевался гипсовый бюст Ленина, такой большой, такие бюсты стояли раньше в пионерских комнатах. У Ленина был незаурядный череп, массивный и удобный, на него можно было облокотиться. С тех пор он незримо присутствует в нашей жизни. Вообще, чувствуется нехватка серьезных скульптур, от вида их созерцания мысли вроде как сами рождаются.
- Кстати, о звуковых эффектах и шумах – в композиции «Почему Так Ярко» надувают шарик, который потом лопается – так и все в нашем мире, яркость возникает не от самого цвета, а от соприкосновения разных материй, предметов, неожиданно превращающихся в мысль, музыку.
- В альбоме «Примус» есть композиция «Лица На Деньгах», звучит звяканье банкомата. На американских долларах, да и на советских купюрах практиковалось изображать знаменитых людей, их лица. Подумайте сами, ведь это глобальная проблема всего человечества – то, что на деньгах напечатаны чьи-то лица. Это символ, это знак и это печать уж не знаю кого... И все мы вовлечены в эту большую дрязгу с лицами, которые суть деньги.
- Тема агентов ФБР и КГБ особо не прослеживается, хотя, если подумать, то «Куриный Фашик» что-то такое навевает, или «Дружба В Темноте» на альбоме «Тихая Истерика» - это когда спят спина к спине, куда не протиснуться даже агенту КГБ, то есть рассказ о настоящей, чистой дружбе
- Борис Еремеев, конечно, очень многое делает для «Судорог Оливье», он - одно из главных условий рецепта и основной ингредиент. Любопытна его барабанная «пробежка» в «Хаски», где на мой взгляд, великолепно «выполнена» собачья упряжка Севера. Даже не стали добавлять в нее никакого «северного сияния». Все эти трюки и обратные петли в исполнении Бориса напоминают цирковые этюды с обручами, трапециями и кеглями.
- В композициях нет слов, иногда только возгласы или крики – и что-то остается, конечно, недосказанным, то, о чем молчит «Главрыба», хотя она более понятна, нежели то, о чем нам говорят, например, газеты.
- «Прозрачность душевых кабин» - это прозрачность душ, сам по себе душ, и конечно, женское тело в перспективе. Прозрачность, несравнимая с прозрачностью новых урн для голосования.
- Раз в год и незаряженное ружье стреляет, поэтому я спокойно отношусь к «ничегонеделанию». «Судороги Оливье» дают такую возможность – приблизить к себе объект, “Blow-Up”, сделать фотоувеличение. Иногда в музыке хочется взглянуть на негатив изображения, никогда не понятно – получился снимок или мы имеем дело с его негативом, как например, в «Пепси Мамбо».
- По сути, продолжая мысль о деньгах, я стараюсь наносить всякие водяные знаки, штрихи и прошивку – с ними композиция выглядит аппетитно, как настоящая купюра, ее приятно ощупывать, и она слегка шероховатая, а вовсе не гладкая.
- Перфекционизм – не наша болезнь. В современности желание совершенного переносят на все вокруг – философию, религию, кибернетику и биологию, и конечно же, на музыку. Это стало слишком серьезным недугом, чтобы его недооценивать.
- Альбом «Примус» заканчивается композицией «Лодочник», то есть остался только он от фразы «я убью тебя, лодочник». Само собой, лодочник здесь не виноват, но слова из песни не выкинешь.
Поэтому наш «лодочник» - он же переправщик на другой берег, и одновременно, может быть, образ того, кто не дает покоя и заставляет делать всю эту ужасную работу в музыке в «Судорогах Оливье». Бывало лежишь на диване, ничего не помышляя, и вдруг, бац! приходит мысль, и нужно ее как-то запихать в голову. И ты думаешь – «я точно тебя убью, лодочник!»
Беседовала Гермиона Сидорчук