Артем Жиляков Band – музыкальная эмблема, герб, древо Томска (20 фото)
Пусть путешествия во времени и пространстве приведут вас однажды на тихие улочки Томска, где поселился рок-музыкальный проект Артем Жиляков Band, А & Б, в котором участвуют Артем Жиляков (гитары, вокал) и Борис Еремеев (ударные, перкуссия, Кахон). Да-да, те самые А и Б, которые сидели на трубе, рожденные в СССР.
Так во что же может превратиться детская мечта, с тех пор как Артем – кандидат филологических наук, хиппи, панк, самиздатовец, музыкант, Чукча, читатель и писатель, а Борис – народный барабанщик города Томска и меломан со стажем. Оба они вобрали в себя традиции и культуру музыкальных 50-х, 60-х, 70-х и далее по списку. Сначала обычная советская школа, армия, потом Перестройка, нулевые, и на выходе – десятки придуманных и записанных альбомов, издание Артемом коллекционной серии винила из 10 пластинок – практически единственный держатель собственного винила в Томске. Издание им книг стихов «Письменность», рок-энциклопедии в стихах «Рок-энциклопедия Хранителя. Nothing Is Real», популярной мифологии Томска «Promo-ассистент Продюсера С Западного Побережья Сибири».
Об энциклопедичности их творчества хочется сказать отдельно. Это относится прежде всего к приемам синтеза и метаморфозам в музыке и калейдоскопичного фейерверка в текстах. Небольшая вселенная, размером с карман джинсов, и помещенная в спичечный коробок, может в любой миг расшириться и затопить материки сознания, в то время как сам коробок будет шуршать в руке, ведь это простейшая перкуссия бывалых моряков и оберег знахаря.
Все тропинки расходятся в буддистском саду камней, и теперь не найти начала и концов сюжетов жизни реальной и творческой, змея ухватила себя за хвост, превратилась в кольцо и замкнула эмблему, распахнув мысль.
И потому смысл погрузился в Томские Таловые Чаши, которые, как утверждают знатоки, принадлежат истории Короля Артура. Стать Рыцарем Стола, встретить и полюбить Женщину, родить сына и обрести Меч и Волшебство – так вьется судьба, и на эмблеме Артем Жиляков Band могли бы красоваться средневековые василиски и единороги, школяры с неровной походкой титанов и фантасмагория теней анатомического театра.
Вы угадали, А & Б, похоже, живут в параллельном мире, уживаясь под одной крышей с закатом рок-эпохи, безвременьем русского рока, молодежной прагматикой и парадоксальностью круглой Земли.
Поэтому высокопарный стих эмблемы мог бы быть помещен в небольшую гравюру, приложенную к рисунку.
PIN-BALL
Эта игрушка, как дверца под аркой с мишенью,
Мой палец дергает спусковой крючок в правом углу, -
И серебряный шарик, как воздух, взлетает под небо,
И падает в лунку, совершив в полете над луною дугу.
Пробегает сквозь лес, нарисованный райскою кистью,
Сателлитом мерцает, падая в синеватую глубь, -
Триста очков, и пружина вновь стреляет по изгибу,
Где колдун уже ловит мой шарик в мешок на бегу.
Стрелы солнца за спиной ангела, дорога по склону,
Дом охотника, - сто баллов, скользящий желобок,
Фейерверк звезд, где барашек на дощечке стоит одиноко,
Двести очков, - и ты в гостях у краба, встречаешь восход.
Увлекательный мир падений и ландшафт поворотов,
Я встречаю здесь ад, как попадание в лишнюю сотню, -
Потому что в следующий кон мой снаряд полетит прямо в космос,
Где ракета с прищепкой ловит мой шар золотой бороздою.
Борода осьминога среди волн призового янтарного хода,
Тюрьма каторжника, где пятнадцать красных цифр у него на цепях, -
Я живу в этом мире, и пружинка ходит свободно,
Где, признаться, я вырос, и со временем свой мир угадал.
Географически удаленный от цивилизаций континентальный Минотавр, исследующий свой Лабиринт, и все тот же Бодхидхарма квартир и комнат, А & Б принадлежат своей возлюбленной Розе – древнему очагу человечества, мифологическому граду Грустине, который когда-то находился поблизости и внутри Томска. Над очевидностью этой прото-музыки трудятся археологи и философы, и, конечно, музыканты. Вот одно из свидетельств, запечатленных в тексте.
БОГ
Марк Болан и Стив Перегрин Тук –
Изящные хоббиты в дремучих лесах,
Колдунья превратила их в камни,
Мои люди носили небо в волосах
Они были прекрасны как дым
Мистической, далекой страны.
Марк Болан и Стив Перегрин Тук –
Изящные хоббиты в дремучих лесах,
Колдунья превратила их в камни,
Пророки, провидцы, сказатели времен,
Волшебные ангелы древних веков
Приходят из моих снов.
Римская колесница поднимает пыль и мчится дальше, А & Б идут по следам повозки, брички застрявшей где-то на небосклоне. Сделанной «на костях» музыки так много, что можно утонуть. Не следует пить всё сразу, лучше по глотку, сохраняя влагу или попробовав определить вкус.
И потому герб несуществующей, но существовавшей однажды Грустины мог бы украшать этот дуэт гитары и перкуссии, на самых отчаянных и темных сторонах Луны, где когда-то обрел покой Сид Барретт. Поэтому томские музыканты не боятся неровностей и рифленой поверхности своих ладов.
Современное ухо уже успело привыкнуть к другим лязгам и аляповатым атрибутам рока. «В конце концов, это только песни, которые волен исполнять человек», - говорит Артем. Он уже выпустил с десяток номеров местного около-музыкального самиздат рок-журнала «Томск Recorder», где рассказал о тех, кто когда-то «видел Ленина». И это хороший повод читать книжки и слушать музыку, в какой бы обертке она не оказалась.
Слово – значит бытие. Какое время – такие песни, и где взять другие, если вырастают такими, какими родились. Снова и снова кухонные разговоры и перелопаченные на сто раз мнения своих и чужих. Ракета летит, но в ней сохраняется внутреннее время, а в ракете человек, который когда-то жил на Земле.
Артем и Борис словно делают в музыке привычные цирковые номера со львами. Но это не простые львы, они сохраняют грацию дикой природы – «Эй, дети, не стойте слишком близко, это львенок, а не киска», - придупреждают они.
МОЛОДЫЕ ЛЬВЫ
Молодые Львы –
Навстречу ружейному залпу, -
Свобода инстинкта,
Спасение планеты в поднятой лапе.
Здесь много тварей разного рода, -
И кто больше всех пугает природу,
Любовь – это лев,
Большая буква другого закона,
Подбирает в пустыне
Зерно молодое.
Есть гордая растерянность –
Против щелчков пистолетов,
Наивная пропасть
Исторической доли,
И те, кто гуляет на воле под небом, -
Пусть продолжат род
Звериного рода.
Наш мир плохо кончит, -
У таких людей не бывает дороги,
Кометы и звезды
Уже назначили время,
Молодые Львы разгрызают устои, -
Слава Богу, они не знают
Усталости зрения.
Пыль гуляет столбом,
Марево скрыло
Их грозные взоры, -
На двойных клыках
Сиамский алмаз,
И человеческий плач –
В молниеносном прыжке
Огненной хорды.
Артем Жиляков Band – используют всё, что попадет под руку и то, что может быть полезно – гитара, детский синтезатор, собачьи миски, стаканы, поворачивая иначе смысл фолка, харда, психоделии и гаражного, гитарного рока, и блюза. Песни, а вслед за ними и альбомы перекликаются между собой, рождая чудную полифонию, универсальный термин, предложенный Михаилом Бахтиным для определения свойств художественного текста.
Эти песни и альбомы – ростки, ветви древа, они сильные и упругие, романтические и древние. Они переплетаются, образуя просветы, в которые видно небо, таинственные дупла, тайники и схроны, откуда веет порой чужими существами. И вместе с тем это растение вбирает соки народов и сказов, городского словечка и книжного выверта.
Все эти эхи и объятия ветвей называется полифонией стилей и смыслов, когда внезапно рождается аллюзия от поэтического или обиходного слова, и напротив, вдруг поймаешь легкий наплыв настроения знаменитых рок-баллад и целых пластов и направлений в рок-музыке. Хочется, как некогда поклонники Марка Болана, искать соответствия символов и фраз, знамений и перекрестков в музыкальных полотнах А & Б.
Религиозные Артем и Борис в том смысле, в котором Дюша Романов говорил о Благодарном Мертвеце – «его поколение, его божество».
Вот кусочек речи, которую произнес Артем на творческом бенефисе Бориса.
«Говоря о Борисе, о его творческом духе, хочется перенестись во времени, и сравнить Бориса со Стивом Перегрин Туком, который тесно работал с Марком Боланом. И наш рок-н-ролльный союз с Борисом мне очень напоминает многомерную первспективу Тиранозаурус Рекс во времени и пространстве.
Марк Болан, поэт и исполнитель, тесно работал со Стивом Перегрин Туком – такой псевдоним выбрал себе его перкуссионист. Вместе, в качестве акустического дуэта «Тираннозаурас Рекс», они выпустили три пластинки. Этот творческий союз, возникший в конце 60-х в Британии, уникален по многим причинам.
Во-первых, именно перкуссия Перегрин Тука сделала неповторимым образ Тираннозаурас Рекс. Ювелирная игра на бонгах и конгах, использование литавров и гонгов Туком впервые обозначила перкуссию как самостоятельный инструмент. Присутствие Тука в дуэте наполняет его концептуальной и композиционной завершенностью, смысловой нагрузкой, вот почему Тук выступает равным композитором наравне с Боланом.
Кроме того, перкуссия впервые в истории музыки или рок-музыки создала и самостоятельно озвучила глубокий драматизм, повествование, эпическую универсальность исполнения в Тираннозаурас Рекс.
Дуэт Болана и Тука безусловно следует считать модернистским искусством, поскольку Тираннозаурас Рекс воплотил в своей музыке сочетание изящной поэзии, минималистской симфонии и вокального искусства».
Артем Жиляков Band вырастили рок-древо, и теперь можно сесть под его кронами, в прохладной тени, и прочитать в книжке –
НА РОДИНУ БЛЮЗА
На Родину блюза -
Из комнаты, где с потолка
Одиноко падают капли,
Беззвучно смачивая губы,
Сквозь любовь и стены
Тихого Апокалипсиса
Теперь.
Туда, где сердце
Работает на бензине
Жизни,
В расходящиеся круги
Каскада
Пальцев-клавиатур,
За фанерную дверь Гарлема,
Под лестницу
Лорда-блюзмена.
На Родину блюза -
В качание голов,
На сцену тесного прокуренного клуба,
Где дым извивается
Вокруг струн,
Где пиво скрепляет фаланги
Детей, созданий космоса,
Брошенных в почву,
Зерна и листья,
И камешек зуба -
Талисман, руна,
Валюта сердечной мышцы.
Ради глотка блюза,
И пусть потом будет,
Что будет.
Кто знает, куда плывет Yellow Submarine Битлов, или по-нашему Еловая Субмарина, бороздя сушу и океаны, глубины нарисованной акварели и противостоя реальным крейсерам и эсминцам? И отчего она объявилась однажды не в степях Казахстана, как говорили когда-то, а на Западном Побережье Сибири, где, как утверждают ученые, когда-то было море, в городе Томске? Ее встретили здесь с любовью, и посвятили ей жизнь.
ЕЛОВАЯ СУБМАРИНА
Моя Еловая Субмарина
Выполняет ответственное заданье,
Моя торжественная Валентина
Будет вручена без опозданья,
В число и месяц неведомого года,
Под прикрытьем крейсера Авроры.
Секретная рация и маскировка
Ты не поверишь в эту сказку,
Когда по дну идет подлодка,
Я знаю – жизнь не напрасна,
Где мегатонны тротиловой любви,
В еловых водах, в центре земли.
Моя Еловая Субмарина
Проникла в царские покои,
И в исторической лавине
Добыла звезды для героя,
Хочу я в зеркало скорей взглянуть,
Через отраженье руку протянуть.
Ссылки на музыку
http://talismanastra.livejournal.com/
http://musicmp3spb.org/artist/artem_zhilyakov.html
Гермиона Сидорчук