Про жизнь Инженера в Германии
Сразу оговорюсь, все ниженаписанное – мое личное мнение, основанное на собственном опыте жителя ФРГ с почти 15-летним стажем. Пост о жизни и работе на юге Германии, а не о политике и межнациональных/межгосударственных отношениях.
В заголовке поста слово Инженер написано с большой буквы не по ошибке, и не по немецкой привычке писать существительные с большой буквы. Просто в ФРГ человек, осиливший высшее техн. образование, и работающий инженером – это уже с большой буквы.
Я окончил еще советский ВУЗ, механический факультет, и получил очень неплохое образование. Но оно ни в какое сравнение не идет с тем уровнем, какой имеют выпускники элитных техн. немецких ВУЗов. Причина, на мой личный взгляд, проста – пока мы собирали картошку в колхозах и парили мозги/теряли время на изучении истории КПСС, М/Л философии и научного коммунизма, немцы все время уделяли граниту науки. А современные миллионы российских и украинских «выпускников» с купленными экзаменами, зачетами, дипломами понизили планку еще на ступень.
Устроиться иммигранту с не немецким/европейским дипломом на работу очень трудно, но возможно. Все сказки о признании дипломов остаются сказками. Но только вокруг меня десяток бывших жителей постсоветского пространства, которые смогли не только найти работу инженером, но и удержаться на ней. Проигрывая немцам в уровне базового инж. образования, мы берем гибкостью,скоростью и нестандатностью мышления и приобретенным опытом. С самого начала решив работать в ФРГ именно инженером, я столкнулся с серъезными трудностями. МинОбр земли Баден-Вюртемберг (где я в то время, в 2001, жил) мой диплом не признало с формулировкой «диплом не признан, но квалификация на усмотрение работодателя». Прекрасно осознавая свой низкий уровень знания технического немецкого языка и европейских техн. стандартов, я поступил в Штутгарте на годичные интеграционные курсы для инженеров-иностранцев (оплаченные Евросоюзом), после чего прошел 6-месячную практику в частном инженерном бюро во Франкфурте на Майне. После этого разослал около 125 резюме по всему югу Германии. Сработало всего 3, из них реальную работу предложили только в одной мюнхенской фирме. Так я начал работать инженером и с тех пор без перерыва работаю. Моя первая фирма была маленьким инж. бюро, получающим подряды на констр. документацию от крупных институтов и фирм.
Проработал я в бюро всего год, и, проявив себя в проекте для крупного машиностроительного концерна, получил приглашение перейти туда работать с гораздо большей зарплатой и бонусами. Там и тружусь все эти годы. Моя зарплата – чуть больше 5 тыс. Евро в месяц. Отпуск 30 раб. дней. У меня AT-Vertrag, т.е. стандартный для инженера безтарифный договор с твердой зарплатой – нет почасовки, нет доплаты за переработку, нет отпускных и рождественских. Есть 12 твердых зарплат, ежегодная премия по итогам за год и бонусы в виде 50% доплат за новые очки, зубы и т.д. Зарплата растет на 2% в год. Раб. неделя – 40 часов минимум, но меньше 43 не приветствуется. Чуть больше трети зарплаты (у меня 3-й, самый выгодный, налоговый класс) уходит на налоги и страховки. Оставшихся денег вполне хватает для жизни комфортной, но без излишеств, семьи из 3-х человек в самом дорогом городе ФРГ Мюнхене, жена не работает, сын – студент. Квартира – трешка в тихом немецком районе, рядом река и лесопарк, до метро – 5мин. пешком. Отношения с соседями ровные. На работе есть завистники и недображелатели, но все на уровне взлядов и слегка интонаций, не больше. С большинством коллег отношения отличные, но на дружбу не тянут. На работе мы пашем. Не болтаем, не пьем чаи, а работу работаем. У каждого инженера огромная ответственность и просто несравнимая с тем , что я видел на работе в России/Украине, производительность труда. Инженеров на предприятии мало. На весь конструкторский отдел нашего филиала машиностроительного концерна, мирового лидера в своей отрасли - 5 инженеров (вкл. шефа) и еще 10 чертежников-техников. Всего в филиале – 550 человек. Пробиться выше у меня шансы невелики. Но и тем, что есть, я очень доволен. За все 12 лет работы в Германии никто ни разу не поднял на меня голос, никто меня не отчитывал за свои или чужие грехи у всех на глазах, чем грешили почти 10 лет мои совковые начальники. Я терпеть не могу подобострастия, и слава богу, на моей актуальной работе это абсолютно не нужно. Я могу без страха и совершенно спокойно разговаривать с любым начальником, вплоть до владельца концерна, и отстаивать свое мнение. Я могу выдвигать и реализовывать свои идеи. А потому, я счастлив своей работой, чего и вам желаю.
Еще раз подчеркиваю - все вышеизложенное сугубо личное мнение и на истину в последней инстанции не претендует.