Ликвидация (6 фото)
Не пинайте сильно, но думаю будет интересно узнать мнение "Википедии"
У Давида Гоцмана был реальный прототип — Давид Михайлович Курлянд. Он действительно был заместителем начальника Одесского уголовного розыска, вышел на пенсию в 1963 году, умер — в 1993. В основу сценария лёг его сильно переработанный дневник, хранящийся ныне в музее истории органов внутренних дел Одесской области.
. Родственники Курлянда сильно разошлись во мнениях об его образе в сериале: если внук Владимир счёл, что Машкову удалось «Удивительно точно передать характер деда», то сын, Анатолий Давидович, категорически заявил, что создатели фильма «Мало того что сюжет фильма „содрали“ с дневников моего отца, так ещё и его образ полностью исказили»
Андрей Краско, первоначально утверждённый на роль Фимы, начал сниматься в картине, но умер на съёмочной площадке. Вместо него роль доверили Сергею Маковецкому, отснятые сцены пересняли.
В день премьеры первых двух серий сериал собрал у экрана рекордное количество зрителей (по России доля составила 42,8 %, рейтинг — 13,8 %).
В сериале приняли участие сразу пять актёров, игравших в фильме «Охота на пиранью». Это сам Владимир Машков (Гоцман), Александр Сирин (врач Арсенин), Александр Голубев (Тишак), Максим Дрозд (Толя Живчик) и Игорь Арташонов (Эва Радзакис).
Также приняли участие три актёра из комик-труппы «Маски-Шоу»: Олег Емцев (карточный шулер), Вадим Набоков (помощник Чусова) и Альберт Каспарянц (Рябов).
Внимательный зритель может счесть ошибкой упоминание фильма «Подвиг разведчика», который был снят в 1947 году, то есть на год позже времени действия сериала. Однако этот анахронизм допущен намеренно: первоначально планировалось включить в сериал отрывок из «Осады», но Сергей Урсуляк решил, что этого фильма большинство современных зрителей не смотрело и с ним не будет никаких чувственных ассоциаций, а «Подвиг разведчика» сразу затронет память, и заставил Алексея Пояркова подкорректировать сценарий. В кадре присутствует афиша ещё одной кинопремьеры 1947 года — фильма «Весна». На столе лежит коробка с фильмом «Полосатый рейс», который был снят значительно позже — в 1961 году.
Одесский двор, в котором была комната Норы, — знаменитый в Одессе «Двор Ирода Великого». Там же снималась и комната Корейко — в известнойэкранизации «Золотого Теленка» — психолог (сосед Норы) живёт как раз в смежных комнатах с Корейко. Двор получил свое название ввиду того, что в этом доме располагался бордель — с контрацепцией в те времена было не очень, и акушерки, которые «обслуживали» девушек, сбрасывали последствия работы в старый колодец в углу двора. Когда Балка выходила из берегов — она поднимала содержимое колодца — вызывая ассоциации с пресловутым библейским «избиением младенцев». Двор удобен для работы киносъемочных групп отсутствием межбалконных переходов, что позволяло устанавливать краны.
Одновременно с этим сериалом в прокат вышел фильм Три дня в Одессе / Александровский сад 2 с аналогичным сюжетом (операция Жукова по отстрелу «авторитетов», глубоко законспирированный в силовых структурах вражеский агент и пр.)
Одесский железнодорожный вокзал, куда приезжает Жуков и откуда уезжает Утесов, снимали в Николаеве. В Одессе вокзал настолько благоустроен, что для съемок картины он категорически не подходил.
В сериале не заперты ворота зданий, посторонние люди спокойно приходят и уходят в любой двор ночью. На деле ворота после войны закрывались после 22:00 лично дворником, у которого были ключи. Чтобы попасть поздно домой, люди будили его: звонок от ворот был обычно проведён в его комнату
Кречетов анализирует шахматную партию Ботвинник — Эйве (Гронинген, август-сентябрь 1946 г.), но на доске позиция, которая не встречалась в этой партии.
В фильме Жуков своей властью снимает с должности начальника Управления военной контрразведки и заменяет его другим человеком. В реальности же начальник УВК в 1946 г. входил в структуру МГБ и Жукову не подчинялся. С июля 1945 по январь 1949 гг. эту должность в Одесском военном округе занимал генерал-майор П. К. Прищепа. Таким образом, именно он может считаться прототипом полковника Чусова.
Жуков переведен в Одессу в июне 1946 года, а СМЕРШ упразднён в мае того же года. Можно предположить, что слово СМЕРШ употребляется по инерции. Возможно, мы имеем дело с ещё одним намеренным анахронизмом.
Маршал Жуков в 1946 имел только три медали «Золотая Звезда» (в одном из эпизодов их четыре), четвёртую он получил лишь в 1957 году.
50-летнего на момент событий в реальности Жукова в фильме сыграл 68-летний Владимир Меньшов.
Массового ареста «воров в законе» на концерте Леонида Утёсова, а тем более их фальшивого расстрела, в реальности не было. Точно известно, что пойманных бандитских вожаков расстреляли в катакомбах (вместо первоначально предполагавшейся казни через повешение).
Также намеренным анахронизмом является исполняемая Утёсовым на концерте песня «У Чёрного моря», которая в действительности была написана в 1951 году, в то время, как события фильма происходят в 1946. Первоначально в сценарии был «Одессит Мишка», но в итоге создатели фильма выбрали ту, которая «…лучше передает наше отношение к этому времени и эмоциональное состояние публики».
Анахронизмом является также название улиц, упоминаемых в фильме, после войны одесситы долго называли улицы старыми названиями, поэтому Гоцман никак не мог назвать Большую Арнаутскую улицей Чкалова.
Двойным анахронизмом является «интендант Шамин» в 1943 году на Втором белорусском фронте. Воинские звания «интендант» были ликвидированы в 1942 году, а Второй белорусский фронт образован в 1944.
Действия УПА близ Одессы в 1946 году — художественный вымысел авторов сериала, не имеющий какой-либо связи с реальностью. Вокруг Одессы никогда не было и не могло быть «лесных братьев», как в фильме, поскольку в радиусе 150 километров вокруг города отсутствуют леса[12] Хотя, как выяснилось позже, по замыслу режиссёра, боевики УПА должны были прибыть к Одессе на поезде, однако для этой сцены, судя по всему, не хватило экранного времени, и от неё пришлось отказаться.
Манера ходить с двумя пистолетами, возможно, была присуща американским полисменам, но её не было у советского уголовного розыска. В «Ликвидации» карманы оперов заполнены револьверами и ножами. Начальники уголовного розыска не ходили по городу с гранатой в кармане.
В сериале не заперты ворота зданий, посторонние люди спокойно приходят и уходят в любой двор ночью. На деле ворота после войны закрывались после 22:00 лично дворником, у которого были ключи. Чтобы попасть поздно домой, люди будили его: звонок от ворот был обычно проведён в его комнату
Кречетов анализирует шахматную партию Ботвинник — Эйве (Гронинген, август-сентябрь 1946 г.), но на доске позиция, которая не встречалась в этой партии.