А знаете ли вы, что.... (8 фото + 1 гиф)
Мавзолей стал трехэтажным, а от Боровицких ворот до Спасских насыпали песчаную дорогу, изображавшую шоссе. Если раньше светло-желтые фасады кремлевских зданий отличались своей яркостью, то теперь они стали «как все» – грязно-серыми, крышам тоже пришлось менять цвет с зеленого на общемосковский красно-коричневый. Никогда еще дворцовый ансамбль не выглядел так демократично.Даже Москва-река у Кремля изменила очертания: между Москворецким и Большим Каменным мостами установили еще один, деревянный. Сегодня, когда мы видим из космоса каждый дом, «кремлевский маскхалат» может показаться наивным, но в то время, несмотря на то, что «Кремль-невидимку» то и дело разоблачали снег и дожди, он себя оправдал. Число налетов немецкой авиации на Кремль удалось сократить до минимума (в 1941г. их всего пять, в 1942 – три, далее-ни одного).
Федор Андрианович Полетаев (14 мая 1909 – 2 февраля 1945) – Герой Советского Союза, участник итальянского движения Сопротивления, гвардии рядовой (по некоторым данным сержант).
А знаете ли вы, что наш соотечественник – Федор Полетаев – во время Великой Отечественной Войны воевал на территории Италии, и был награжден высшими военными наградами Итальянской Республики, а памятники ему в Италии есть в городах Генуя и Канталупо.
Побросала судьба по свету Федора Полетаева – Летом 1942 года дивизия, которая вела боя на Дону, попала в окружение, после чего раненый солдат был взят в плен. Он прошел концентрационные лагеря, которые находились в Польше, Югославии и в Италии. Летом 1944 года с помощью итальянских коммунистов бежал и вступил в партизанский батальон «Нино-Франки» бригады «Орест» дивизии «Пинан Чикеро». Среди партизан он получил прозвище Поэтан. В отряде партизан его называли русский богатырь, гигант Федор. Участвовал во многих боевых операциях итальянских партизан, совершавших нападения на гитлеровцев в районе автострады Генуя-Сарравале-Скривия.В начале 1945 года возле городка Канталупо партизаны батальона вступили в бой с немецкими карателями и заставили их перейти к обороне. Но необходимо было заставить их сдаться до прихода подкреплений. Тогда Федор Полетаев поднялся в атаку и, ведя огонь из автомата, приказал немцам сдаваться. Следом подоспели другие партизаны. Немцы начали бросать оружие, но в последний момент один из них выстрелил в Полетаева. Пуля пробила горло.
25 мая 1947 года в Генуе советскому консулу были вручены для передачи семье Героя награды: золотая медаль «За военную доблесть» на синей муаровой ленте и бронзовая пятиконечная звезда — знак бойца Гарибальдийской партизанской бригады. На обратной стороне медали выгравировано имя — Федор Александр Поэтан. Эту награду Итальянского сопротивления в самой Италии получили немногие. Но только 26 декабря 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Фёдору Полетаеву было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Произошло это благодаря тому, что журналист Сергей Смирнов, по найденным им фотографиям и документам, доказал, что национальным героем Италии является не кто иной, как рязанский колхозный кузнец и советский воин – гвардеец Федор Андрианович Полетаев.
Все понимали: времени терять нельзя, к врагу может подойти помощь. И тогда впереди партизан на снегу поднялась во весь рост могучая фигура Федора. В несколько прыжков он оказался у поворота дороги, за которым залегли гитлеровцы, и, строча из автомата, громко и властно приказал врагу сдаваться в плен. Это дерзкое нападение смутило противника: немцам показалось, что их атакуют свежие силы партизан. Они прекратили огонь и один за другим стали вставать, поднимая руки. И вдруг раздалась автоматная очередь, и Федор упал на снег. Но партизаны, воодушевленные его смелостью, уже бросились вслед за ним, окончательно сломили сопротивление врага и обезоружили сдавшихся в плен солдат. Только части карателей удалось уйти. Больше двадцати убитых гитлеровцев и около пятидесяти пленных — таков был итог этого боя. Партизаны потеряли лишь одного человека — Федора, который ценой своей жизни добыл эту победу, по существу означавшую провал немецкого плана окружить и уничтожить партизанские отряды в долине Балле Скривия. Федор был убит наповал — пуля попала ему в горло.
Людмила Михайловна Павличенко (12 июля 1916 – 27 октября 1974) – Герой Советского Союза, снайпер.
А знаете ли вы, что видимо самая результативная женщина-снайпер Великой Отечественной Войны – Людмила Павличенко – была хорошо известна в Соединенных Штатах Америки и о ней была даже написана песня.
Людмила Павличенко добровольцем пошла на фронт в июне 1941 года и участвовала в оборонительных боях в Молдавии, на юге Украины, в обороне Севастополя и других операциях. Уже к июлю 1942 года Людмила Павличенко уничтожила 309 гитлеровцев, включая 36 снайперов, что было очень сложной задачей). Также она была прекрасным педагогом и воспитала десятки хороших снайперов, которые истребили не одну сотню врагов.
После ранения в июне 1942 года Людмилу Павличенко отозвали с передовой и направили с делегацией в Соединенные Штаты и Канаду. В ходе поездки она была на приеме у Президента Соединенных Штатов Франклина Рузвельта. Позже Элеонора Рузвельт пригласила Людмилу Павличенко в поездку по стране, где Людмила выступала перед американцами с лекциями. А американский кантри-певец Вуди Гатри написал про нее песню «Miss Pavlichenko».
Осталась на ночь. Ведь немецкий снайпер наверняка привык спать в блиндаже и поэтому вымотается быстрее, чем она, если застрянет здесь на ночь. Так лежали они сутки не шелохнувшись. Утром опять лег туман. Голова отяжелела, в горле першило, одежда пропиталась сыростью, и даже руки ломило.
Медленно, нехотя туман рассеялся, просветлело, и Павличенко увидела, как, прячась за макет коряги, снайпер передвигался едва заметными толчками. Все ближе и ближе к ней. Она двинулась навстречу. Одеревеневшее тело стало тяжелым и неповоротливым. Сантиметр за сантиметром преодолевая холодную каменистую подстилку, держа винтовку перед собой, Люда не отрывала глаз от оптического прицела. Секунда приобрела новую, почти бесконечную протяженность. Вдруг в прицел Люда уловила водянистые глаза, желтые волосы, тяжелую челюсть. Вражеский снайпер смотрел на нее, глаза их встретились. Напряженное лицо исказила гримаса, он понял — женщина! Мгновение решало жизнь — она спустила курок. На спасительную секунду выстрел Люды опередил. Она вжалась в землю и успела увидеть в прицеле, как моргнул полный ужаса глаз. Гитлеровские автоматчики молчали. Люда выждала, потом поползла к снайперу. Он лежал, все еще целясь в нее.
Она вынула снайперскую книжку гитлеровца, прочла: «Дюнкерк». Рядом стояла цифра. Еще и еще французские названия и цифры. Более четырехсот французов и англичан приняли смерть от его руки. Он открыл свой счет в Европе в 1940 году, сюда, в Севастополь, его перебросили в начале сорок второго, и цифра «сто» была прочерчена тушью, а рядом общий итог — «пятьсот». Люда взяла его винтовку, поползла к своему переднему краю.
Матвей Кузьмич Кузьмин (21 июля 1858 – 14 февраля 1942) – Герой Советского Союза, крестьянин.
А знаете ли вы, что во время Великой отечественной войны, в 1942 году, крестьянин Матвей Кузьмин, самый пожилой обладатель этого звания (он совершил подвиг в возрасте 83-х лет), повторил подвиг другого крестьянина – Ивана Сусанина, который зимой 1613 года завел отряд польских интервентов в непроходимое лесное болото.
В Куракино, родной деревне Матвея Кузьмина, квартировал батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии (всем известная «Эдельвейс»), перед которым в феврале 1942 года была поставлена задача произвести прорыв, выйдя в тыл советским войскам в планирующемся контрнаступлении в районе Малкинских высот. Командир батальона потребовал у Кузьмина выступить проводником, пообещав за это денег, муки, керосина, а также охотничье ружье марки Зауэр «Три кольца». Кузьмин согласился.
Предупредив через 11-летнего внука Сергея Кузьмина воинскую часть Красной Армии, Матвей Кузьмин долго водил немцев окольной дорогой и наконец вывел вражеский отряд к засаде в деревне Малкино под пулемётный огонь советских воинов. Немецкий отряд был уничтожен, но сам Кузьмин был убит немецким командиром.
Этот подвиг был описан известным журналистом Борисом Полевым.
Иван Никитович Кожедуб (8 июня 1920 – 8 августа 1991) — Трижды Герой Советского Союза, летчик-истребитель, маршал авиации (к 6 мая 1985).
А знаете ли вы, что не смотря на то, что Иван Кожедуб попал на фронт только весной 1943 года, он стал самым результативным летчиком-истребителем в авиации союзников (по официальной статистике – 64 сбитых самолета, хотя на практике, несомненно, было больше) за всю Вторую Мировую Войну. При этом наш легендарный ас ни разу не был сбит.
Причем, опасность подстерегала Ивана Кожедуба не только от немецкого огня. Буквально в первом же боевом вылете, при возвращении его уже сильно поврежденного самолета, он был обстрелян советскими зенитчиками, в него попало два зенитных снаряда. Но главная нежданная опасность, как оказалось, поджидала его уже почти в самом конце войны. Два самолета P-51 «Мустанг» ВВС США, были сбиты им, когда неожиданно попытались атаковали его, видимо приняв за немецкий самолет. И хотя сам Кожедуб говорит об этом как о случайном нападении, некоторые исследователи говорят о в определенной степени умышленном характере стычек между советскими и американскими летчиками в конце войны – не у одного нашего летчика на счету были сбитые американские самолеты, как и не один советский самолет был сбит/уничтожен на аэродроме при «потере курса» американцами.
В предисловии Н.Г. Бодрихина к книге И.Н. Кожедуба «Верность Отчизне» приводятся интересные факты стычки с американцами:
«Как рассказывал мне сам Иван Никитович, 17 апреля 1945 года, встретив в воздухе «Летающие крепости» союзников, он заградительной очередью отогнал от них пару «мессершмиттов», но через секунду сам был атакован американскими истребителями прикрытия.
«Кому огня? Мне?! — с возмущением вспоминал Кожедуб полвека спустя. — Очередь была длинной, с большой, в километр, дистанции, с яркими, в отличие от наших и немецких, трассирующими снарядами. Из-за большого расстояния было видно, как конец очереди загибается вниз. Я перевернулся и, быстро сблизившись, атаковал крайнего американца (по количеству истребителей в эскорте я уже понял, кто это) — в фюзеляже у него что-то взорвалось, он сильно запарил и пошел со снижением в сторону наших войск. Полупетлей выполнив боевой разворот, с перевернутого положения, я атаковал следующего. Мои снаряды легли очень удачно — самолет взорвался в воздухе…
Когда напряжение боя спало, настроение у меня было совсем не победным — я ведь уже успеп разглядеть белые звезды на крыльях и фюзеляжах. «Устроят мне… по первое число», — думал я, сажая машину. Но все обошлось. В кабине «Мустанга», приземлившегося на нашей территории, сидел здоровенный негр. На вопрос подоспевших к нему ребят, кто его сбил (вернее, когда этот вопрос сумели перевести), он отвечал: «Фокке-Вульф» с красным носом… Не думаю, что он тогда подыгрывал; не научились еще тогда союзники смотреть в оба…
Когда проявили пленки ФКП (фотокинопулемета), главные моменты боя оказались зафиксированы на них очень четко. Пленки смотрело и командование полка, и дивизии, и корпуса. Командир дивизии Савицкий, в оперативное подчинение которому мы тогда входили, после просмотра сказал: «Эти победы — в счет будущей войны». А Павел Федорович Чупиков, наш комполка, вскоре отдал мне эти пленки со словами: «Забери их себе, Иван, и никому не показывай».
Это было одно из нескольких боевых столкновений советской и американской авиации, случавшихся в 1944-1945 годах…»
Сергей Александрович Борзенко (2 июля 1909 – 19 февраля 1972) – Герой Советского Союза, фронтовой корреспондент, майор административной службы (на момент представления к званию).
А знаете ли вы, что не только «пером» воевали фронтовые корреспонденты во время Великой Отечественной Войны. Почти все военные корреспонденты награждены орденами, а военкорам Сергею Борзенко, Мусе Джалилю, Якову Чапичеву (из тех, информацию о ком мы знаем) присвоено звание Героя Советского Союза.
Так, «в силу сложившейся обстановки и большой убыли офицерского состава» Сергей Борзенко фактически возглавил один из отрядов десанта морских пехотинцев штурмом взявших 1 ноября 1943 года и удерживавших плацдарм на Крымском побережье в ходе Керченско-Эльтигенской операции войск Северо-Кавказского фронта и Черноморского флота. Всё время находясь в десанте, Борзенко лично участвовал в отражении непрерывных контратак противника, но несмотря на тяжелые условия десанта, выполнял и свою непосредственную обязанность военного корреспондента – «Наши войска ворвались в Крым!» – так была озаглавлена статья газеты «Знамя Родины», вышедшая буквально через несколько часов после высадки.
Писатель армейской газеты «Знамя Родины» (18 армия) майор а/с Борзенко С.А. высадился на берег Крыма в ночь на 1 ноября с первым десантным отрядом 318 Новороссийской стрелковой дивизии. Этот отряд состоял из полутора батальонов. Немногочисленный по своему составу, он с ходу вступил в бой с сильно укрепившимся противником. В силу сложившейся обстановки и большой убыли офицерского состава майору Борзенко вместе с майором Ковешниковым и майором Мовшовичем как старшим по званию пришлось лично участвовать в руководстве боем десантного отряда. Когда немцы бросили в контратаку танки, прорвавшиеся на 100 метров к командному пункту отряда, Борзенко вместе с офицерским составом отбивал гранатами в передовой цепи подошедшие танки, лично показывая пример и руководя бойцами.
Всё время находясь в десанте, Борзенко лично участвовал в отражении непрерывных контратак противника, число которых в первые дни доходило до 17-19.
Несмотря на тяжелые условия десанта, Борзенко выполнял и свою непосредственную обязанность военного корреспондента армейской газеты «Знамя Родины». Его корреспонденции, доставляемые живой связью и по радио, исчерпывающе информировали о положении в десанте.
Мария Васильевна Октябрьская (Гарагуля) (16 августа 1902 – 15 марта 1944) – Герой Советского Союза, механик-водитель танка, гвардии сержант.
А знаете ли вы, что Мария Октябрьская – единственная женщина-Герой Советского Союза, воевавшая в бронетанковых частях. Но самое интересное то, что ее танк Т-34 «Боевая подруга» был построен на ее собственные сбережения (50 тысяч рублей!).
17 января 1944 года Мария Октябрьская была смертельно ранена, когда пыталась под огнём противника устранить повреждения танка. Но даже после ее смерти, «Боевая подруга» (правда это уже были другие машины – всего 4) продолжала боевой путь.
Мария Васильевна решает продать все свои вещи и на эти деньги построить танк. Но этих денег не хватило, тогда она занялась вышивкой и трудом своим добыла недостающую сумму. Два месяца, день за днем длилась упорная и кропотливая работа. Наконец, деньги были собраны и сданы в госбанк. Мария Васильевна направила телеграмму в Кремль такого содержания:
Москва, Кремль, Иосифу Виссарионовичу Сталину. Дорогой Иосиф Виссарионович! В боях за родину погиб мой муж полковой комиссар Октябрьский Илья Федотович. За его смерть, за смерть Советских людей, замученных фашистскими варварами хочу отомстить фашистским собакам, для чего внесла в госбанк на построение танка все свои личные сбережения – 50 тысяч рублей. Танк прошу назвать «Боевая подруга» и направить меня на фронт в качестве водителя этого танка. Имею специальность шофера, отлично владею пулеметом, являюсь ворошиловским стрелком. Мария Октябрьская
Вскоре пришел ответ:
Благодарю вас, Мария Васильевна, за вашу заботу о бронетанковых силах красной армии. Ваше желание будет исполнено, примите мой привет. Верховный Главнокомандующий. Иосиф Сталин.
Лидия Владимировна Литвяк (18 августа 1921 — 1 августа 1943) – Герой Советского Союза, летчик-истребитель, гвардии младший лейтенант.
А знаете ли вы, что Лидия Литвяк, наряду с Екатериной Будановой, считается настоящим асом-истребителем (никакие другие женщины летчицы пока не удостаивались такого признания) и занесена в Книгу рекордов Гиннесса как женщина-летчик, одержавшая наибольшее число побед в воздушных боях. Хотя данные о ее победах приводятся разные, обычно исследователи сходятся на 11 личных победах и 3 групповых.
1 августа 1943 года, Лидия Литвяк погибла, выполняя боевое задание – ей не было даже 22 лет. Ее биография насыщена сложными и нестандартными заданиями и ситуациями(некоторые приведены ниже):
11 февраля 1943 года командир 296-го истребительного авиационного полка майор Н.И.Баранов повёл четвёрку истребителей в бой. И снова, как в сентябре, Лидия сбила 2 самолёта – лично Ju-88 и в группе FW-190. В одном из боев её Як-1 был подбит и Лидия совершила вынужденную посадку на вражеской территории. Выскочив из кабины, она, отстреливаясь, бросилась бежать от приближающихся немецких солдат. Но расстояние между ними быстро сокращалось. Вот уже последний патрон остался в стволе… И вдруг над головами противника пронесся наш штурмовик. Поливая немецких солдат огнём, он заставил их броситься на землю. Затем, выпустив шасси, спланировал рядом с Лидой и остановился. Не вылезая из самолета, летчик отчаянно замахал руками. Девушка бросилась навстречу, втиснулась пилоту на колени, самолет пошёл на взлёт и вскоре Лидия была в полку.
<…>
В конце мая на участке фронта, где действовал полк, появился аэростат-корректировщик артиллерийского огня. Неоднократные попытки сбить эту «колбасу», прикрываемую сильным зенитным огнём и истребителями, ни к чему не привели. Лидия эту задачу решила. Взлетев, она прошла вдоль линии фронта в сторону, затем углубилась в тыл противника и на аэростат зашла уже из глубины вражеской территории, со стороны солнца. Скоротечная атака длилась менее одной минуты!.. За эту блестящую победу младший лейтенант Литвяк была награждена орденом Красного Знамени.
<…>
Командование допустило Литвяк к полетам на «свободную охоту». На капоте своего Як-1 она нарисовала яркую, издалека заметную, белую лилию. Не раз доводилось ей сопровождать наши штурмовики и бомбардировщики. В одном из вылетов она сбила Me-109, через пару дней – снова бой. Отбиваясь от 3 Me-109, Лидия пришла на помощь своему командиру И. Голышеву, на которого навалилась четвёрка «мессеров». Меткая очередь настигла вражескую машину. Но был подбит и её самолет. Преследуемая до самой земли, она сумела посадить свой «Як» на фюзеляж. Наблюдавшие за боем пехотинцы прикрыли огнем её приземление. Они были восхищены, узнав, что бесстрашным лётчиком оказалась девушка.