Росархив выложил документы о деятельности польских националистов (8 фото)
Приурочена публикация документов к 1 марта, который считается в Польше государственным праздником "день памяти "Проклятых солдат", посвященный "героям антикоммунистического подполья,
На официальном сайте Росархива опубликовано 70 документов, относящихся к деятельности белополяков, времен освобождения Польши от нацизма. Большая часть документов опубликована впервые, все желающие могут увидеть, какой вклад в победу над Гитлером внесла Польша, желающая "перенести парад Победы в Гданьск"
Росархив опубликовал сегодня 70 документов, 61 из которых ранее нигде не публиковался. В бумагах задокументированы действия многочисленных бандформирований, предпочитающих себя называть "самообороной". В последний год самоназвание "самооборона" ассоциируется с украинскими неонацистами-радикалами, а польские лидеры открыто заявляют, что Россия не внесла особого вклада в победу во Второй мировой войне. Это вообще довольно странно слышать, от страны, которая открыто потворствовала нацистам и ее боевики нанесли немалый урон советским войскам.
"Мы действительно долго думали, публиковать эти документы или нет. Может быть, не нужно было торопиться с сайтом, а подождать, когда появится многотомник. Но задели за живое, мягко говоря, странные польские официальные экскурсы в историю: то Освенцим освобождали украинцы, то съезжаться праздновать Победу надо не в Москву, а в Гданьск! Руководство современной Польши отрицает вклад в разгром фашистов красных поляков и считает героями только белых", – пояснил в интервью "Российской газете" руководитель Росархива Андрей Артизов.
Приурочена публикация документов к 1 марта, который считается в Польше государственным праздником "день памяти "Проклятых солдат", посвященный "героям антикоммунистического подполья, которые, защищая независимость Польского Государства, право на самоопределение и демократические принципы польского общества, с оружием в руках или иным способом противостояли советской агрессии и навязанному коммунистическому режиму".
В перечне документов - официальные заявления представителей советского правительства, и записки НКВД, и отчеты с мест событий, письма фронтовиков.
В частности, в заявлении от 26 июля наркома иностранных дел Вячеслава Молотова говорится, что единственная цель, с какой Красная армия вошла на территорию Польши – разгром немецких захватчиков, и СССР не собирается устраивать на территории страны временных администраций и влиять на политику государства, не имеет желания захватывать какие-либо территории Польши.
Однако, под видом некой "самообороны" от Красной армии, на территории Польши идет настоящая партизанская война против советских солдат. В опубликованной сов.секретной записке отдела военной цензуры НКГБ 1-го белорусского фронта от 27 апреля 1944 года приводятся телеграммы из различных подразделений. "Бандиты напали на наши подводы с продовольствием, сопровождающих убили, подводы забрали", "Очень много кулаков, уходят в банды, снимают часовых, режут мирное население и военных", "постоянно ждешь, что на тебя нападут из-за угла, обстреляют, бросят гранату, открываешь дверь с автоматом в руках", "в одиночку нельзя отойти на 200 метров, под каждым кустом - смерть" – общий смысл записок.
В августовском документе НКИДа говорится о целенаправленной деятельности польских националистов против советских партизанских отрядов и Красной армии.
Начальник политуправления 3-го Белорусского фронта сообщает об убийстве Героя Советского Союза майора Канарчика. Офицер, награжденный "Золотой звездой", двумя орденами Отечественной войны и двумя орденами "Красная звезда", был отправлен в отпуск после ранения в машине с несколькими офицерами, медсестрой и рядовыми – автоматчиками. Машина попала в засаду, около 30 бандитов обстреляли машину, выжил только один рядовой. Всех погибших бандиты облили бензином и сожгли. Позже были пленены несколько участников банды, и показали, что руководил отрядом польский офицер.
31 октября генерал Телегин сообщает в Главное политуправление Красной армии о разведданных, которые заключаются в том, что польские подпольщики контактируют с немецкой армией, получают некие указания из "эмигрантского польского правительства " в Лондоне, ведут антисоветскую пропаганду и формируют легионы для борьбы с Красной армией.
В письме от 8 ноября приводится перечень убитых и раненых 2 Белорусского фронта от рук диверсантов и террористов на территории Польши, среди которых солдаты и офицеры, а также спецпредставитель Совнаркома БССР.
В тылу 1-го Белорусского фронта органы НКВД за период с 22 июля по 22 ноября зафиксировали 11 терактов в которых убито и ранено девять человек. Генерал Телегин сообщает в конце ноября о 50 терактах, в которых пострадало 56 военнослужащих.
Замнаркома обороны генерал армии Булганин в докладной записке для Сталина приводит общую статистику: в результате действий польских реакционеров с 1 августа по 25 ноября 1944 года убито 184 солдата и офицера, 78 – ранено. В числе опубликованных документов есть и персональные письма Сталина Черчиллю и Рузвельту о подрывной деятельности польских военных. Отдельный документ – обсуждение польского вопроса на конференции в Ялте, где Франклин Рузвельт в итоге заявляет, что "польский вопрос в течение пяти веков причиняет миру головную боль".
Ряд документов затрагивает время после 9 мая. Например, 16 мая в плен были взяты три красноармейца, тела которых нашли двое суток спустя. В прилагаемых актах судмедэкспертизы делается вывод о том, что солдаты подвергались "долгим, нечеловеческим зверским истязаниям и пыткам, после чего застрелены из огнестрельного оружия в упор".
В еще одном перечне убитых и раненых от рук "Армии Крайовой" приводятся фамилии и обстоятельства гибели 264 человек.
Нападения продолжаются и после капитуляции Германии и фактического завершения войны в Европе. 22 мая 30 бойцов "АК" атаковали аэродром, бандиты убили трех летчиков и сожгли их. По данным "Смерш", с сентября 1944 по май 1945 на территории Польши террористы-подпольщики совершили 127 терактов в которых пострадали 136 человек.
В перечне сводных данных об убийстве красноармейцев бандформированиями и "Армией Крайовой" на территории западных областей Украины, Белоруссии, Литовской ССР и Польши было убито 593 солдата и офицера, 219 – ранено, 45 – пропало без вести.
Последний по времени документ – справка главного управления по борьбе с бандитизмом МВД СССР об убийствах и ранениях польскими подпольщиками военнослужащих Красной армии за вторую половину 1945 и неполные два месяца 1946 года – то есть, фактически, сугубо мирное время. Убито – 1230 человек, ранено 492, при этом, отдельная графа там есть для бойцов УПА – на них приходится примерно треть списка.
В целом, в документах содержится огромное количество событий, свидетельств, медицинских актов, от чтения которых становится не по себе – удивительная, звериная и бессмысленная жестокость сопровождает каждое событие.
"Польские историки говорят, что все действия солдат "Армии Крайовой" – это "вынужденная вооруженная самооборона против действий коммунистической власти". Но вот документы, которые мы сегодня публикуем, говорят о другом. "Вооруженная самооборона" убивает сотрудников лазарета и раненых в борьбе с нацистами бойцов Красной армии. На поле у польского местечка садится неисправный советский самолет: один из летчиков ищет, где бы ему позвонить: его убивают. Погибает от рук самооборонщиков и комбат, недавно получивший звание Героя Советского Союза за форсирование Днепра и возвращающийся после лечения к семье в краткосрочный отпуск. И это все во время ожесточенной войны с гитлеровцами! Мало того, красноармейцам выкалывают глаза, вспарывают животы", – перечисляет Артизов.
"Самый объемный документ на тему "самообороны" – это список убитых красноармейцев с конца 1944-го года по май 1945-го. Только фамилии и в отдельной графе – основания для занесения в скорбный перечень – справки, акты экспертизы: пропал, убит, уничтожен. В этом списке около 700 человек. Об этом и других аналогичных списках нельзя забывать. Избирательность исторической памяти, к сожалению, характерна сейчас не только для массового читателя, но и для ученых. Когда такой подход становится господствующим среди профессионалов – это беда. Именно на основании подобного взгляда и было принято ангажированное политическое решение скопом всех участников подпольных формирований "Армии Крайовой" объявить героями, "проклятыми солдатами", и ставить им памятники", – резюмировал руководитель Росархива.