Яковлева Елена Алексеевна (3 фото)
Школу окончила в Харькове в 1978 году. После окончания школы успела поработать и библиотекарем в ХГУ, и картографом. Затем работала комплектовщицей на Харьковском заводе электроаппаратуры. Зарплату откладывала на поездку в столицу. А когда накопила денег, отправилась в Москву поступать в ГИТИС, ведь она ещё в детстве решила, что станет актрисой. По словам Елены, во время её актёрского выступления на вступительном экзамене председатель и члены приёмной комиссии «хохотали до слёз» над придуманной ею мизансценой. Её приняли с первой попытки, кроме того, помогли успешно сдать оставшиеся экзамены. По словам преподавателя Яковлевой, Владимира Андреева, ещё на вступительных экзаменах было понятно, что её ждёт великое будущее: при поступлении, читая монолог, Яковлева встала на колени и приёмная комиссия слушала её стоя.
Окончив ГИТИС была принята в один из ведущих театров Москвы — «Современник». За включение её в труппу театра члены художественного совета во главе с Галиной Волчек проголосовали единогласно — это редчайший случай.
Дебютировала в роли Гитель в возобновлённом спектакле Галины Волчек «Двое на качелях» (1984), по пьесе У. Гибсона, — первым партнёром Яковлевой был Николай Попков.
В 1986 году Валерий Фокин предложил Яковлевой перейти в театр им. Ермоловой, — там она прослужила три года. Затем вернулась в «Современник», и — редкий случай — была принята обратно. Однако в мае 2011 года, через 28 лет службы в театре, снова его покинула, а вместе с ней из театра ушёл и её муж Валерий Шальных.
Дебютом Елены в кино стала картина Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Двое под одним зонтом» (1983).
В 1980-е годы много снималась (Мария в «Плюмбуме, или Опасной игре» В. Абдрашитова, Мила во «Времени летать» А. Сахарова и др.) — однако всесоюзная слава пришла к ней после роли Тани Зайцевой в «Интердевочке» (1989) режиссёра Петра Тодоровского, по скандальной повести В. Кунина. Пётр Тодоровский утвердил никому не известную тогда актрису Елену Яковлеву на роль «ночной бабочки» неожиданно для всей съёмочной группы, хотя на эту роль пробовались «самые сексуальные красотки советского кино»: Ирина Розанова, Татьяна Догилева, Ингеборга Дапкунайте. Считается, что актриса покорила режиссёра своей душой, а не прекрасной фигурой. О кинопробах к фильму «Интердевочка» сама Елена рассказала 12 февраля 2014 года на своём творческом вечере, который она назвала просто «откровенным разговором», прошедшем на сцене киевского Дома офицеров.
В 1990-е Тодоровский-старший снял Яковлеву ещё в трёх своих фильмах: «Анкор, ещё анкор» (1992), «Какая чудная игра» (1995) и «Ретро втроём» (1998). Впоследствии очень жалела о своей несыгранной роли жены комдива в фильме Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем» (1994), на которую режиссёр утвердил Ингеборгу Дапкунайте.
На новый пик популярности актрису вознесла роль Насти Каменской в телевизионном сериале «Каменская».