Юматов Георгий Александрович. Чтобы помнили! (12 фото + 1 видео)
Георгий Юматов родился 11 марта 1926 года в Москве.
Будучи подростком, он мечтал о походах в море и решил поступить в мореходное училище. Чтобы эта мечта осуществилась, Юматову пришлось приложить максимум своих сил, и он всерьёз взялся за учебу, стал круглым отличником, увлёкся спортом, занимался боксом, атлетикой и даже верховой ездой.
В 1941 году Юматов попал в военно-морскую школу, но вскоре началась война. Юматов очень хотел попасть на фронт, и через год ему это удалось. Первоначально он был юнгой, потом стал рулевым-сигнальшиком на бронекатерах Азовской, а затем Дунайской флотилий, принимал участие в Мало-земельском, Евпаторийском десантах, в штурме Измаила, во взятии Бухареста, Будапешта и Вены. Во время штурма Вены Юматов участвовал в рукопашной схватке за знаменитый Имперский мост. В этом бою погибло много русских солдат, однако Юматов остался жив, и был за этот штурм награждён матросской медалью Ушакова на цепях.
За годы войны Юматов мог много раз погибнуть, но ему везло. В одном из боёв корабельная дворняга, пригретая Юматовым, испугавшись обстрела, прыгнула за борт, он бросился за ней, и в этот момент в торпедный катер прямой наводкой попал вражеский снаряд. Почти вся команда погибла, а Юматов вместе с дворнягой остались живы. Всего за три года войны он несколько раз был ранен, контужен, дважды тонул и обморозил руки.
В один из дней 1946 года вместе с другом Юматов пришёл на просмотр трофейного фильма в Театр киноактёра. За неимением гражданской одежды, одет он был в матросскую форму, на которой сверкали его награды. Не заметить его было просто невозможно. Поэтому, когда они с другом вошли в буфет, большинство посетителей разглядывали красивого моряка.
Между тем, не успели друзья сесть за один из столиков, как к ним подошёл официант, наклонился к Юматову и прошептал ему на ухо:
- Вас просит подойти к своему столику Григорий Александров.
- А кто это такой? - удивился Юматов, повергнув официанта в изумление.
- Это же знаменитый режиссёр! - с большим удивлением сказал официант. - Он снял "Весёлых ребят", "Цирк", "Волгу-Волгу"! Вы что, не слышали про такого?
- Ах, этот, - вспомнил Юматов, однако вставать не торопился. - А чего он хочет?
- Этого я не знаю. Но он очень просил вас подойти. Вон он сидит за крайним столиком вместе с Любовью Петровной Орловой. Её-то вы должны знать! - И официант удалился от их столика.
Юматов не стал искушать судьбу и к столику знаменитого режиссёра всё-таки подошёл. Как оказалось, Александров обратил на него внимание с первых же минут его появления в буфете и решил пригласить на съёмки своего фильма "Весна". Юматов приглашение режиссёра принял. В этой картине Юматову досталась совсем маленькая роль - помощника гримёра. Эпизод с его участием длился всего лишь несколько секунд: герой Юматова подходил к креслу, где сидела Орлова, говорил: "Разрешите", - и стягивал белой повязкой волосы на её голове, чтобы не мешали гримировать. Вот и всё. Однако именно с этого эпизода и начался путь Георгия Юматова в кино.
В том же году Юматов записал на свой счёт ещё два эпизода: в фильме "Рядовой Александр Матросов" он сыграл солдата, в "Иване Грозном" - монаха. Между тем всё тот же Александров в 1947 году привёл Юматова во ВГИК, на курс, который набирал Сергей Герасимов. Однако, мэтр советского кино, прослушав Юматова, заявил, что тот настолько талантлив, что мало нуждается в дополнительном обучении, и лично отвёл его в Театр киноактёра. Вчерашнего матроса тут же ввели на одну из ролей в спектакль "Дети Ванюшина".
В период с 1948-го по 1950-й годы Юматов снялся в 5 фильмах: "Молодая гвардия" (в этом фильме Юматова первоначально пробовали на роль Сергея Тюленина, но в фильме он играл Анатолия Макарова), "Повесть о настоящем человеке" и "Три встречи" (фильмы сняты в 1948-м году), "В мирные дни" и "Жуковский" (фильмы сняты в 1950-м году).
В конце 1940-х годов на съёмках "Молодой гвардии" он познакомился со студенткой ВГИКа Музой Крепкогорской. Знакомство завершилось студенческой свадьбой, которая состоялась 2 декабря 1947 года. Молодые оказались тогда единственной парой на курсе, которая устроила свадьбу на сорок человек.
В начале 1950-х годов Юматов продолжал активно сниматься в кино. Он снялся в восьми новых фильмах. Среди них самыми известными были картины "Адмирал Ушаков", "Корабли штурмуют бастионы", "Герои Шипки" и "Педагогическая поэма".
На съёмках "Героев Шипки" карьера Юматова едва не оборвалась. В одном из эпизодов рядом с актёром должен был прогреметь взрыв. Для этого пиротехники спрятали мину в ямку и присыпали её землей, а потом забыли это место и уложили актёра прямо на мину. Когда Юматов сообразил, на чём он лежит, камера уже заработала, и началась съёмка. Часы отсчитывали последние секунды перед взрывом, а вскочить актёр так и не решился - боялся испортить кадр. Так он и пролежал, мысленно уже распрощавшись с жизнью. Однако мина не взорвалась. Почему - никто из пиротехников объяснить не смог.
Всесоюзная слава пришла к Юматову в 1956 году, когда на экраны страны вышли сразу два фильма, где он сыграл главные роли: "Разные судьбы" режиссёра Леонида Лукова и "Они были первыми" режиссёра Юрия Егорова. После этого имя Юматова встало в один ряд с целой плеядой имён молодых актёров, принёсших славу советскому кино: Олегом Стриженовым, Николаем Рыбниковым, Алексеем Баталовым, Василием Лановым, Вячеславом Тихоновым и другими.
В 1960-е годы актёрское амплуа Юматова стало меняться. Позднее Ж.Гречуха напишет: "Когда Юматов почувствовал, что роли, достойной соперничать с "Жестокостью", ему не предлагают, а все другие только "в этом плане", и, что, играя их, он "примелькается" и не только не откроет для себя ничего нового, но и потеряет найденное "старое", он решил играть характерные роли.
Сыграть главную роль в приключенческом фильме Юматову тогда всё-таки удалось. Речь идет о фильме Геннадия Полоки "Один из нас", в котором актёр перевоплотился в бывшего кавалериста Сергея Бирюкова, волею судьбы ставшего советским разведчиком. Стоит отметить, что эта роль досталась Юматову благодаря Владимиру Высоцкому. Дело в том, что первоначально Бирюкова должен был сыграть именно он. Однако КГБ, курировавший съёмки картины, выступил против этой кандидатуры, и тогда Высоцкий привёл на съёмочную площадку Юматова - своего давнего приятеля.
Фильм "Один из нас" вышел на широкий экран в 1970 году и был тепло встречен публикой. А буквально через год после этого Юматов пережил вторую волну зрительской любви к себе. Произошло это с выходом на экраны страны фильма Владимира Рогового "Офицеры", в котором Юматов сыграл одну из главных ролей - красного командира Алексея Трофимова.
Успех фильма целиком держался на двух актёрах, исполнивших в нём главные роли: Георгии Юматове и Василии Лановом (последний был назван читателями журнала "Советский экран" лучшим актёром 1971 года). Однако после этого триумфа судьбы этих актёров сложились по-разному. Если Лановому в дальнейшем удалось упрочить свое положение в творческой среде и даже достичь больших высот в общественной деятельности, то Юматов даже близко не приблизился к этому. Будучи человеком излишне прямолинейным, он сумел нажить себе массу врагов в чиновничьей среде, которая всегда относилась к известному актёру с некоторой долей раздражения.
Новый всплеск зрительского интереса к Юматову пришёлся на начало 1980-х годов, когда один за другим на широкий экран вышли сразу три фильма, где он снялся в главной роли: "Петровка, 38" в 1980 году, "Огарёва, 6" в 1981 году и телевизионный фильм "ТАСС уполномочен заявить" в 1984 году. Это были последние крупные работы актёра, в которых он сумел по-настоящему блеснуть своим талантом. Именно после них ему в 1982 году было присвоено звание народного артиста РСФСР. Однако наличие звания не прибавило Юматову работы - с середины 1980-х годов если его и приглашали на съёмочную площадку, то исключительно в эпизоды. Таких приглашений за пятилетие у него набралось десять. Среди них были роли в фильмах "Внимание! Всем постам!" в 1985 году, "Наградить (Посмертно)" и "Покушение на ГОЭЛРО" в 1986-м году, "Следопыт" в 1987 году, "Спасённому - рай" в 1988 году, "Нечистая сила" в 1989 году.
Чем же занимался Юматов в месяцы простоя? Одним из его давних пристрастий, возникших ещё со времен войны, была любовь к собакам. Юматов любил их самозабвенно. Будучи юнгой, он однажды пронёс на корабль двух щенят и за этот поступок отсидел двое суток на гауптвахте в ящике для хранения канатов. Но со щенками он так и не расстался. Когда на Дунае немцы подбили корабль, Юматов бросился в воду и спас и себя, и двух своих любимцев. В Севастополе, в музее боевой славы, до сих пор висит фотография матроса Юматова с Динкой и Рицей.
Юматов не изменил своего отношения к собакам и в мирные дни. Очевидцы рассказывают, что на съёмочной площадке, когда актёры садились к наспех сооружённому обеденному столу, Юматов просил их не выбрасывать косточки, а отдавать ему. После обеда он собирал их в кулёк и относил бездомным собакам, которых всегда было в избытке вокруг съёмочной площадки.
В своё время ему выпала невиданная слава, а затем - о нём забыли. Он жил с женой жил в районе метро "Аэропорт" на пенсию в 300 рублей. Концертов не было, приглашения были очень редко. Закат актерской карьеры был не самым радостным. Было непонятно, как же жить дальше. Ему не нравилось, что нет работы, невостребованность раздражала. Когда умерла его любимая собачка Фрося, жившая у него 11 лет, он попросил дворника похоронить её. Похороны были утром, потом они стали поминать собаку. Во время поминок он показал дворнику трофейное ружьё. Вскоре дело дошло до выяснения отношений. И возник спор – надо ли так убиваться над собакой? Дворник сказал: "Собака есть собака. Это же не человек". На что Юматов возразил, сказав: "Иная собака намного лучше человека иного". Слово за слово… Дворник сказал: "Ты такой же нищий, как и я. Ну, артист, ну воевал, а кому ты сейчас нужен? Ни на той ты стороне воевал и не в ту сторону стрелял. Если бы стрелял куда надо, сейчас бы пил баварское пиво". Юматов спросил: "Ты сам из Нагорного Карабаха. А чего же здесь ошиваешься, когда у тебя на родине стреляют?" Дворник схватил со стола нож и бросил его в Юматова. Тот поднял ружьё и раздался выстрел. Через некоторое время он попросил жену вызвать милицию.
Суд над актёром должен был состояться в июне 1994 года. Однако, до него дело не дошло в связи с указом об амнистии по случаю 50-летия Победы. В своём заявлении Президенту России о помиловании Юматов написал: "Несмотря на то, что при рассмотрении уголовного дела в суде я мог быть оправдан, моё состояние здоровья лишило меня сил, и я не могу дальше вести борьбу, которая приведёт меня к смерти. Как верующий и честный человек, считаю себя виновным перед Богом, и людьми. Хочу провести остаток своих дней в молитвах о прощении и спокойно умереть в своей постели". После 2-х месяцев пребывания в тюрьме он был освобождён, но у него случилось 2 инфаркта и инсульт.
Георгий Юматов скончался 4 октября 1997 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.