Panzer Vorwärts! Танки, вперед! Часть 5 Ausf А (29 фото)
После распада двуединой монархии, на карте Европы появилось несколько стран, в том числе и Чехословакия. При этом, именно Чехословакии достался солидный кусок промышленности империи, благодаря чему она быстро стала одной из наиболее развитых промышленных стран. Более того, в первой половине 30-х Чехословакия была одним из ведущих экспортеров оружия.
Первым танком «отечественной» постройки стал LT vz.34 (Lehký tank vzor 34 – «легкий танк образца 1934 года») или P-II, выпускавшийся фирмой ČKD. Но военных не удовлетворяло бронирование машины (всего 15 мм) и первоначально установленное вооружение (всего 2 пулемета). Впоследствии танки вооружались 37 мм пушкой чехословацкого производства. На момент создания танк считался одним из лучших в мире, однако к 1936 году машина устарела. После захвата Чехословакии часть этих танков была передана Словакии, где использовались в качестве учебных. Доставшиеся же немцам машины были порезаны на металл.
На фото – LT vz.34
Приход к власти нацистов в Германии заставил правительство Чехословакии всерьез озаботиться вооружением армии, в том числе и танковым. Поэтому в 1934 году все танки чехословацкой армии были разделены на три группы. Первую составили танки LT vz.34, серийный выпуск которых уже разворачивался на заводах CKD. Их предполагалось использовать в составе кавалерийских частей. Кавалерийскими должны были стать и легкие танки второй группы, в отличие от боевых машин третьей. Последние предназначались для совместных действий с пехотой. Было решено увеличить количество танков во второй и третьей группе, на что выделялось 10 млн. долларов (в ценах того времени). Для участия в конкурсе фирмы Škoda и CKD выставили по прототипу нового танка. CKD предложила макет танка P-II-а, по сути являвшийся модернизированным LT vz.34, Škoda представила на суд военных свой танк Š-II-а. Последний и стал победителем конкурса. И вот тут-то бабахнул скандал – CKD обвинила Škoda в лоббировании своих интересов. Спор был разрешен тем, что новый танк под названием LT vz.35 стал выпускаться на заводах обеих фирм. Пикантность ситуации была в том, что скандал был результатом договоренности между CKD и Škoda.
На фото – прототип Š-II-а
На фото – первый серийный LT vz.35
На рисунке – танк в «родном» камуфляже
Новые танки оказались очень неплохой машиной, с массой технических новинок. Так, например, в коробке передач применялась пневматическая система управления трансмиссией и очень удачная коробка передач. Вооружался новый танк одной из лучших пушек того времени – 37 мм vz.34 UV. Броня была слабовата, однако в то время это считалась нормальным. В целом машина превосходила своих одногодков – Т-26, «Викерс 6-тонн», БТ, Pz II и Pz III, 7TP по ряду характеристик. Неудивительно, что ею заинтересовались соседи Чехословакии. Например, Англия планировала закупить примерно 200 танков, а так же велись переговоры о покупке лицензии. Присматривались к новому танку и в Германии и в СССР. Более того, в Советский Союз было привезено несколько машин и результаты их испытаний получили самую высокую оценку. Испытания Ш-2а, как значился танк в документах, не прошли без курьезов. Испытатель Кульчицкий поспорил с представителями фирмы, что гусеницы могут спадать на поворотах на ванну шампанского. Сказано – сделано, гусеницу таки сняло. Шампанское, правда, потом пили из бокалов. Основные же переговоры шли «колючками вперед» - стороны никак не могли договориться. Видя, что результат переговоров нулевой, нарком обороны дал команду снять часового у ангара с заграничным гостем. Танк был нелегально обмерен целой делегацией конструкторов КБ заводов № 185 и № 37, после чего было принято решение о нецелесообразности заимствования всего танка в целом, но лишь отдельных его удачных узлов – КПП и механизмов поворотов, приборов наблюдения и прицелов, переговорного устройства, подвески на новых перспективных танках. Кроме этого, Н.Ф. Шашмурин на испытаниях аккуратно свинтил крышку бензобака и заменил ее стальной – для выяснения свойств брони.
На фото – танки LT vz.35 на маневрах
Кроме этого, довольно большая партия танков была продана Румынии, где они достаточно активно использовались под обозначением R-2. В Румынии же в 1942-1943 годах производилась п\т САУ T.A.C.A.M (tun anticar pe afet mobil – самоходная противотанковая артиллерийская установка) Skoda R-2, вооруженная советской пушкой ЗиС-3 калибром 76,2 мм. В Румынии эти танки широко использовались всю войну без ограничений, вплоть до самого конца Второй Мировой.
На фото – танк R-2 в музее Будапешта
На фото – R-2 из дивизии «Великая Румыния» под Сталинградом
На фото – T.A.C.A.M (раскраска на последнем фото несколько странная)
Кроме Румынии танки LT vz.35 собирались отправить в Афганистан. Специально для афганцев была разработана модель Т-11, отличавшаяся от базовой машины несколько более мощной пушкой. Но, поскольку дело было в 1940 году, вмешались немцы и эти танки достались Болгарии.
На фото – болгарские Т-11 и LT vz.35
Танки LT vz.35, точнее их доработанную версию Š-IIс (Т-21) закупили еще и венгры. На базе чешской машины было разработано семейство венгерских средних танков «Туран» и САУ «Зриньи», рассказ о которых еще впереди.
На фото – прототип Т-21
На фото – танк «Туран». Обратите внимание на ходовую часть
На фото – САУ «Зриньи 2» в Кубинке
Получили свою долю чешского «пирога» и словаки – в словацкой армии было около полутора сотен LT vz.35. Отметились они и в СССР
На фото – словацкий LT vz.35, подбитый на восточном фронте
Оккупация Чехословакии поставила точку в переговорах о продаже танков – основным потребителем стал вермахт. LT vz.35 был хорошо принят немцами, так как своих танков Pz III им катастрофически не хватало, а чешская машина удачно вписывалась в концепцию панцерваффе.
На фото – колонна LT vz.35 перед передачей вермахту
Кроме этого, Pz 35(t), так стала называться машина, существенно превосходил имевшиеся Pz II, и, как минимум, ни в чем не уступал Pz III и Pz IV. Буква «t» в названии танка означает «tschechisch» – чешский. В советской литературе не всегда приводились названия машин латиницей, например, писали Т-35т, из-за чего некоторые авторы делали весьма смелый вывод о том, что речь идет о весе танка – 35 тонн.
На фото – немецкие танкисты осваивают Pz 35(t)
Как бы то ни было, танк пришелся немцам по вкусу и после принятия машины на вооружение они лишь слегка доработали ее под свои стандарты – увеличили экипаж (был введен заряжающий), поставили свои радиостанции и пулеметы, а так же установили ТПУ вместо лампочной сигнализации.
На рисунке – камуфляж времен Польской компании вермахта (11-го танкового полка 1-й лёгкой дивизии)
В панцерваффе чешскими танками, в том числе Pz 35(t), была укомплектована примерно треть дивизий. В частности, 6 танковая дивизия, которая летом 1941 года в составе ТГ под командованием Э. Гепнера в районе Дубиссы столкнулась с советскими танками КВ, в том числе и под Рассеняем (о чем многократно постили на «Фишках»). Результат столкновения легких танков с советскими тяжелыми и сверхтяжелыми (по мнению немцев) танками Т-34 и КВ соответственно был предсказуем – немецкие танки понесли тяжелые потери, что, впрочем, не сильно остановило ТГ Гепнера на пути к Ленинграду. Дело в том, что в то время немцы считали бой танков против танков скорее исключением, предоставляя пехоте честь уничтожения танков противника. Что и проделывалось тяжелыми 88 мм зенитками и тяжелыми орудиями, калибром 105 мм и выше.
На рисунке – сравнительные размеры Pz 35(t) и КВ
На фото – немецкие танки в деревне, Прибалтика, 1941 год. На фото хорошо заметен размер Pz 35(t)
Для сравнения – КВ
Немецкие же танки нацеливались на проведение «кессельшахт» - боев на окружение, перехват коммуникаций и т.п., в результате чего даже такие «русские колоссы», как КВ либо бросались, либо уничтожались экипажами.
На фото – немецкий Pz 35(t). На заднем плане – брошенный советский Т-28
Впрочем, передовая тактика не спасала немецкие Pz 35(t) от больших потерь. Так, в той же ТГ Гепнера потери, в том числе небоевые, составили 25% от общего числа машин. Легкие танки легко поражались танковыми и тем паче противотанковыми пушками и «благодаря» гомогенной броне гибли чаще своих немецких коллег. А впереди немецких «легионеров» ждала зима.
На фото – колонна Pz 35(t) на марше. Восточный фронт, 1941
На фото – подбитый под Москвой Pz 35(t). Башня снесена либо внутренним взрывом, либо прямым попаданием
Зимой всплыла неожиданная проблема с пневмосервоприводами. Дело в том, что они попросту замерзали и танк выходил из строя. Более того, есть информация, увы, непроверенная, что Pz 35(t) и Pz 38(t) попросту примерзали к земле и танкистам приходилось ставить танки на бревна, что бы утром сдвинут танк с места. Все это привело к тому, что Pz 35(t) быстро исчезли из первой линии – на их долю выпали полицейские и контрпартизанские функции.
База Pz 35(t) стала основой для создания командирского варианта танка – Pz.Bef.Wg.35(t). От линейных эти машины отличались либо наличием дополнительной антенны и заглушенным отверстием для пулемета (иначе рация не вставала), либо поручневой антенной над МТО. В этом случае вместо пушки устанавливали макет, а все вооружение ограничивалось одним пулеметом.
На фото – Pz.Bef.Wg.35(t)
Кроме этого, на базе танка было выпущено несколько десятков Mörserzugmittel35(t) – артиллерийских тягачей и две экспериментальные САУ Panzerjager 35(t)
На фото – тягач Mörserzugmittel35(t)
Несмотря на то, что работа по модернизации LT vz.35 велась примерно до 1944 года, к началу 1942 года стало ясно, что танк устарел и его модернизация не дает положительного эффекта. Причина этого в том, что сама идея о тонкобронном маневренном легком танке с мощным вооружением канула в Лету. Насыщение воюющих армий противотанковой артиллерией, появление массовых средних танков с длинноствольными орудиями – все это поставило крест на LT vz.35 и его ровесниках. А сама машина… Сама машина стала промежуточным звеном к более совершенному танку – LT vz.38 или Pz 38(t), о котором мы поговорим в следующем посте.