Гулая Инна Иосифовна (9 фото)
Инна Гулая родилась 9 мая 1940 года в Харькове.
С 1958 года она училась в студии при Центральном Детском театре, которую окончила в 1961 году. С 1962 года по 1964 год училась в Театральном училище имени Щукина. К тому времени она была замужем за сценаристом фильма «Я шагаю по Москве», поэтом и режиссером Геннадием Шпаликовым.
Первой ее работой в кино стала роль Фиры в комедии Георгия Натансона и Анатолия Эфроса «Шумный день». А чуть позже в том же 1960 году появился второй фильм с ее участием - антирелигиозная драма Василия Ордынского «Тучи над Борском». Сюжет картины для тех лет был достаточно популярен. Инна сыграла Олю Рыжову, которую одноклассник заманивает в секту, а сектанты изуверскими радениями доводят девушку до полубезумного состояния, и совершают попытку распять ее на кресте.
Когда кинофильм «Тучи над Борском» вышел на экраны, Инна работала на заводе, и позднее вспоминала: «Весь цех по очереди - а это несколько сот человек-выпытывал у меня: не я ли сыграла там главную роль? Потом точно в таком же порядке все стали ходить и выражать свои сомнения: не может быть у «нормального» человека такой фамилии - Гулая. Наверняка это звучный экранный псевдоним! Приходилось даже несколько раз паспорт показывать, но все равно каждый день начинался с приема новой партии «неверующих»...»
Когда Инна поступила в институт, у нее началась новая счастливая жизнь. После голодного и полного лишений военного детства Инна окунулась в атмосферу театральной Москвы. В 1961 году она сыграла в одном из самых лучших фильмов той эпохи «Когда деревья были большими». Режиссер Лев Кулиджанов остановился на кандидатуре Инны после многочисленных проб. Юрий Никулин вспоминал о первой встрече с Инной Гулая: «До того, как встретиться с Инной на пробах, я уже видел ее в кино. Но в жизни она на меня произвела неизмеримо более сильное впечатление. Короче говоря, просто потрясла. Очень талантливый человек. Репетировать с ней было до безумия интересно. Она умела захватывать так, что забывалось обо всем на свете. И ее огромные, чистые, пронизывающие душу глаза! В том, что такую актрису ждет только великое будущее, никто не сомневался. Не знал человека, который мог бы не любить ее. И я был лишь одним из многочисленной армии почитателей. И вот - первая встреча с Инной. Она посмотрела на меня в упор и спросила:
- Вы клоун?
- Да...
Помолчав и еще раз посмотрев на меня внимательно, она сказала:
- Как интересно... - И после паузы продолжала:- Ни разу в жизни не видела живого клоуна. Меня зовут Инна, - представилась она, протягивая руку.
В павильоне выстроили комнату деревенской избы. На пробах снималась сцена разговора Кузьмы с Наташей. Чтобы мы не просто сидели за столом, а чем-то занимались, Кулиджанов, предложил - пусть Наташа ест борщ. Принесли в павильон кастрюлю горячего борща. Порепетировали. Начали снимать первый дубль. Инна Гулая спокойно, с аппетитом ела борщ. У меня даже слюни текли. Второй дубль. Инна съела еще тарелку борща. Третий дубль. Инна так же спокойно и с аппетитом съела третью тарелку. Сняли пять дублей. И, что меня поразило, Инна Гулая съела пять тарелок борща. Когда я спросил, почему она так много ест, она ответила: Волнуюсь».
Она была создана для классического тюзовского репертуара: не перевоплощаясь, а лишь воплощая себя саму, могла играть и кристально-честных отличниц, и беззаветно любящих своих суженых юных принцесс. Она была удивительно органична. Ее наивность, искренность, открытость и распахнутость миру позволяли вписаться в любой вымышленный мир.
Позже в совместном чехословацко-советском фильме «Большая дорога» Инна Гулая создала образ подруги Ярослава Гашека. А в фильме Швейцера «Время, вперед!» она сыграла Шурочку, девушку начала тридцатых годов, юное существо в футболке, охваченное пафосом гигантского строительства, новыми человеческими отношениями.
Талант Инны, который был её тяжёлым бременем и игом, порабощал и мучил её и её близких. Она распространяла беспокойство и дискомфорт, что потом проявилось в семейной драме Инны и Гены Шпаликова. Какая-то в ней была «чёрная дыра», которую с первого взгляда не угадаешь. Было что-то обманчивое в её привлекательной внешности, бездонных выразительных глазах. В работе Инна была беспощадна к себе, не боялась быть некрасивой, морщила нос и волочила ноги.
В 1974 году Геннадий Шпаликов повесился, а через 16 лет, 28 мая 1990 года, покончила жизнь самоубийством и сама Гулая. Обстоятельства её смерти до сих пор доподлинно неизвестны. Актриса страдала от невостребованности в кино. По одной из версий, причиной стала передозировка снотворного.
Похоронена на Домодедовском кладбище под Москвой (участок 38).