Морской гигант
20 этажей над уровнем моря
В просторах этого корабля несложно заблудиться. Общая протяженность коридоров здесь составляет около двух десятков километров, а количество помещений доходит до 3,5 тысяч! Говорят, что члены экипажа корабля (всего их 1.960 человек) могут за время службы ни разу не увидеть друг друга. Так что случаи, когда два матроса, служившие на «Кузнецове» в одно и то же время, при встрече признаются, что никогда не видели один другого - вполне нормальное явление.
Корабль впечатляет даже внешне. Над водой он возвышается на целых 64 метра: это, на минуточку, высота 20-этажного дома. Перемещаться между отсеками экипажу позволяет лифт - шесть этажей вверх и столько же вниз. Длина «Кузнецова» по верхней - полетной - палубе превышает триста метров, а ширина - 70. Кстати, на взлетной площадке нередко устраиваются футбольные матчи: рассказывают, что мяч еще ни разу не улетал за борт…
ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» является уникальным боевым кораблем, не имеющим мировых аналогов. И дело не только в его оригинальной конструкции. Корабль не просто несет на себе внушительную по численности авиагруппу (до 26 самолетов и 24 вертолетов), но и сам обладает мощным арсеналом ракетного, артиллерийского и зенитного вооружения. В его составе 12 ракет противокорабельного ракетного комплекса «Гранит», 4 шестиствольные пусковые установки ЗРК «Кинжал» (192 ракеты). Есть также шесть шестиствольных автоматических корабельных артустановок АК-630, два комплекса противоторпедной защиты - реактивные бомбометы со стационарной наводящейся в двух плоскостях пусковой установкой РБУ «Удав».
А в состав радиоэлектронного оборудования этого монстра входит ни много ни мало - 58 наименований различных систем, позволяющих авианосцу не только обеспечивать свое позиционирование, но и «вычислять» цели, наводить на них оружие, эффективно противодействовать средствам радиоэлектронного воздействия противника, обеспечивать полноценное функционирование базирующейся на борту авиационной группировки.
Флэшмоб в подпалубном ангаре
«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» по своей схеме и сегодня остается прогрессивным кораблем в своем классе. Сочетание трамплинного старта и аэрофинишерной посадки позволяют ему принимать боевые самолеты основных классов. Взлеты и посадки могут проводиться как днем, так и ночью. На палубу корабля садились и Су-27, и МиГ-29, и Су-25, и Су-33. Интересный факт: в качестве одного из элементов оборудования этих самолетов в корабельном варианте на них применена улучшенная антикоррозийная защита планера. Это сделано для обеспечения эксплуатации летательных аппаратов в условиях морского климата. Складывающие крылья и наличие гака (посадочного крюка) - еще одни стандартные «опции» для авианосной модификации самолетов.
В то же время в походном положении самолеты с помощью мощных подъемников убираются в ангар, который находится под полетной палубой. О размерах этого помещения говорит такой факт: здесь можно спокойно проводить построения всего личного состава крейсера, а это, напомним, без малого две тысячи человек. В ангаре также размещается пожарные машины, другая техника, необходимая для обслуживания плавучего аэродрома.
Корабль был спущен на воду в декабре 1985 года, то есть в этом году он справит свое 30-летие. Но и сегодня многие примененные в ту пору новации вызывают восхищение. Чего стоят только подъемные газоотбойные щиты, установленные на полетной палубе для защиты самолетов на исполнительном старте и персонала на технических позициях от выхлопных струй взлетающих машин. Это не просто металлические листы, а целая конструкция, оснащенная системой внутреннего охлаждения забортной водой. Или огнестойкие плиты, которыми выложена полетная палуба: им не страшны форсажные струи от реактивных двигателей самолетов с вертикальным взлетом и посадкой, а это многие сотни градусов, направленные прямо на ВПП.
Прогрессивной считается и схема защиты корпуса. Она в некоторых частях корабля даже не двойная - тройная, выдерживает подрыв тротилового заряда внушительной массы. Броневую защиту имеют также топливные цистерны и погреба боезапаса, а ангар в целях противопожарной безопасности может разделяться огнестойкими складными шторами на четыре отсека. Проем ангарных ворот полностью герметичен.
Военно-морской детектив
История вхождения «Кузнецова» в состав российского флота больше напоминает детективную историю. Кораблю в начале 1990-х пришлось фактически бежать с Черного моря (авианосец первоначально входил в состав ЧФ), чтобы не стать жертвой смутных времен, охвативших в ту пору армию и флот некогда могучего Советского Союза. Распадалась огромная страна, бывшие союзные республики лихорадочно делили боевую технику, объявляли своей собственностью воздушные армии, военно-морские базы, полигоны, делили самолеты, ракетные комплексы, корабли...
В один из дней на крейсер пришла телеграмма президента Украины Кравчука, в которой объявлялось, что корабль становится собственностью этой страны. Вот так запросто - без переговоров, без согласования. При этом часть офицеров и мичманов с крейсера на тот момент уже отказалась служить под украинским тризубцем: постоянные призывы к переходу в «украинский флот» стали в то время первейшей задачей новых властей и их эмиссаров. К тому же многие члены экипажа крейсера были с Северного флота: авианосец изначально предназначался для СФ, а на юге он лишь проходил полетные испытания, на которые и были откомандированы моряки. На Черном море кораблю с его размерами по большому счету даже негде было базироваться: ни один порт не мог толком принять и обслужить его.
Операцию «Передислокация» провел тогдашний первый замкомандующего Северным флотом вице-адмирал Юрий Устименко. В ночь, не подавая никаких сигналов, авианосец покинул Севастопольский рейд и взял курс на Босфор. Ходовые огни включили, только когда берег оказался далеко за кормой…
Турецкую проливную зону авианосец прошел без обязательной в этом случае заявки местным властям. Несмотря на отсутствие уведомления, препятствовать проходу этой громады турки не решились… На одном дыхании проскочил корабль и Средиземное море. Кстати, авианосец шел ограниченным экипажем: уходили-то в спешке. Оставшиеся моряки, из тех, кто не пожелал служить Украине, позже добрались в Видяево своим ходом. За Гибралтаром корабль встретил американский авианосец «Джордж Вашингтон», экстренным порядком вышедший из Норфолка, и сопровождаемый в отличие от нашего одиночного крейсера полутора десятками кораблей охранения. Позже корабль сопровождали английский фрегат и норвежский сторожевик.
Весь переход от негостеприимных украинских берегов до Заполярья занял 27 суток. В Видяево корабль встретили духовым оркестром. Северодвинские корабелы успели установить плавучий причал: он стал для авианесущего крейсера родным домом до того момента, пока не был обустроен качественный стационарный пирс.