Что будет, когда инопланетяне нам позвонят? (5 фото)
Когда мы услышим нечто, чего одновременно и ждем, и нет? Почти 40 лет назад радиоастроном Джерри Эйман сканировал участок неба в надежде обнаружить сигнал инопланетной цивилизации. И внезапно что-то поймал. Сигнал был невероятно коротким, вспышка, но выдал отдельный скачок в диаграмме — своего рода мгновенную передачу. После распечатки Эйман обвел всплеск красной ручкой и написал одно слово: «Wow!».
Сигналу Wow!, как его стали называть, так и не нашли объяснение, и ничего подобного впоследствии не слышали. Но организация под названием Институт поиска внеземного разума (SETI) продолжала прослушивать эфир в поисках сигналов, которые могли быть созданы разумными формами жизни в галактике и за ее пределами.
Что произойдет, если SETI услышит такой сигнал? Как мы подтвердим, что передачу осуществили именно инопланетяне? Не так давно в СМИ промелькнула история о том, как астронавты миссии «Аполлон-10» услышали странную «космическую музыку» в своих наушниках, находясь на дальней стороне Луны. Ученые считают, что событие было обусловлено исключительно радиопомехами. Однако этот эпизод в очередной раз поднял вопрос: как нам отличить один космический звук от другого в нашем поиске признаков жизни?
«Постоянно что-то слышат и сбрасывают, — говорит Джон Эллиотт из Университета Лидс-Беккетт в Великобритании. — Очень редко что-то попадает к целевой группе после обнаружения».
Эта так называемая Post-detection Task Group в SETI — небольшой совет ученых, которые анализируют интересные радиосигналы, обнаруженные радиотелескопами по всему миру. Эллиотт его член — и он провел много времени, раздумывая о том, что было бы, обнаружь мы внеземную радиоволну.
Он в организации с 1999 года, и за все это время целевой группе доводилось оценивать лишь один сигнал в каждые пару лет или около того. Каждый день происходит много обнаружений, но они быстро сбрасываются со счетов как помехи или искусственные сигналы. Сообщения могут приходить откуда угодно. Есть даже сеть добровольцев со своими собственными приемниками, Seti League, они проводят собственную работу.
«Если будет повторяющийся сигнал, это интересно, — объясняет Эллиотт. — Тогда мы бы задались вопросом, проявляет ли этот повторяющийся сигнал сложность, может ли кто-то посылать мне язык, математику или какую-нибудь информацию».
Мы вряд ли поймем, что инопланетяне говорят, сразу же — но, возможно, поработаем и выясним.
У SETI есть список «возможных сигналов», а также система Rio Scale для классификации значимости любого сигнала. Ранжирование строится в зависимости от характеристик сигнала, как его обнаружили и откуда он произошел.
Астронавты «Аполлона-10» помнили и хранили «космическую музыку» на протяжении многих лет. Их случай только недавно стал публичным, в 2008 году, когда записи этого инцидента опубликовало NASA.
Любые действительно интересные сигналы, принятые SETI, разойдутся в широкой публике — но не раньше, чем будет проведена строгая процедура верификации. На самом деле у SETI есть особый список протоколов обнаружения для таких событий. В него входит и распространение данных таким образом, чтобы их могли проанализировать сторонние лица. Дэн Вертхаймер из Калифорнийского университета в Беркли — также член Post-detection Task Group — отмечает, что группа с осторожностью относится к возможным мистификациям.
«Это может быть ошибкой в программном обеспечении или розыгрышем дурачков-студентов, так что наша цель — получить независимое подтверждение», говорит он.
Интерес к любым возможным внеземным сигналам, очевидно, будет гигантским. В 2004 году астрономам пришлось охладить ажиотаж по поводу ошибочных сообщений об обнаружении «сигнала инопланетян». В прошлом году SETI уловила серию сигналов «быстрых радиовспышек», которые заставили задуматься ученых. Внятного объяснения им так и не нашли, что привело к мыслям о внеземных цивилизациях.
Но тогда как можно было бы убедиться в таком? Среди важнейших пунктов — пройденное сигналом расстояние. Очевидно, если он отскочил от спутника или космических обломков на орбите Земли, он не укажет на внеземные коммуникации. Чтобы провести анализ, SETI должна проанализировать собственные записи другого телескопа.
«Когда у вас два телескопа ищут сигнал, вы можете проводить триангуляцию и измерять расстояние, чтобы определить, рядом сигнал или нет, — говорит Вертхаймер. Но в срочном порядке такого еще не делали. — У нас никогда не было такого, чтобы мы позволили директору обсерватории и сказали: нам нужен ваш телескоп сейчас же».
Другой волнующий Эллиотта и многих других вопрос — это что нам делать в случае обнаружения сигнала, как на него отвечать, если мы действительно посчитаем его созданным внеземной цивилизацией. Хотим ли мы отвечать вообще?
Согласно протоколу SETI, «никакого ответа на сигнал или на другое проявление внеземного разума не должно отправляться, пока не будут иметь место соответственные международные консультации».
«До сих пор нет единого мнения, что делать — два основных лагеря, соответственно, выступают за да, отвечать, и нет», — говорит Эллиотт, добавляя, что мы упустим возможность, если не попытаемся ответить.
Но остается другая проблема — как связаться, не имея общего языка? Придется найти и определить сигналы, которые будут общими для обеих цивилизаций во Вселенной.
«Мы можем указать на явления, о которых будет осведомлена цивилизация, и использовать это как ключ к началу диалога», — говорит он.
Это может подразумевать обозначение общего сигнала, представляющего «звезду» или «галактику», или подсчет астрономических тел, например. Но нам нужно принять во внимание задержку в передачах — ближайшая звездная система с планетой в 10,5 световых года от нас. На отправку и получение сигнала уйдет 21 земной год.
Дэн Вертхаймер говорит, что все «интересные» сигналы пока остаются необъяснимыми, вроде быстрых радиовспышек и сигнала Wow!, либо вызваны природными явлениями вроде сверхновых. Но он настроен оптимистично и думает, что Вселенная наполнена жизнью. Землянам осталось только вступить в игру. Пройдет некоторое время и мы выясним степень нашего одиночества.
Илья Хель.