Елисеевский - закат легенды (18 фото)
Состояние петербургские купцы Елисеевы нажили на оптовой торговле «колониальными товарами» — в основном импортными фруктами. Ко второй половине XIX века главным товаром семейного товарищества стали импортируемые из Европы вина, выдерживаемые и разливаемые в России в бутылки, другие товарные группы, по которым у Елисеевых были крупные обороты к концу XIX века — оливковое масло (делившееся в те времена зависимости от сорта на «прованское» и «деревянное»), кофе, чай, сардины, сыр. Товары реализовывались как оптом, так и в собственных розничных торговых точках, однако крупных магазинов у Елисеевых не было.
Подбирая помещение под большой магазин в Москве, Григорий Елисеев, ставший единоличным главой товарищества в 1896 году, рассматривал различные здания на Арбате, Петровке, Большой Дмитровке. Но по рекомендации гласного( член собрания с решающим голосом в Российской империи) Московской городской думы Александра Гучкова, остановился на бывшем особняке Козицкой на Тверской. В здании, за последние 20 лет до приобретения Елисеевым сменившем четыре купеческих семейства хозяев, на первом этаже располагался крупный магазин портного Корпуса с зеркальными окнами, а на втором этаже — квартиры состоятельных горожан. Сделка по приобретению дома состоялась 5 августа 1898 года, а уже 23 октября того же года городским властям представлен проект архитектора Барановского по реконструкции здания под магазин. Барановский непосредственно руководил проектом реконструкции, Елисеев ему предоставил самостоятельность в вопросах закупки материалов, найма и увольнения рабочих, к проектированию интерьеров были привлечены архитекторы Владимир Воейков и Мариан Перетяткович.
Реконструкция продлилась три года, всё это время дом был обшит плотными деревянными лесами, что ранее не практиковалось в России и обеспечило интерес горожан к стройке, в том числе породив слухи о нестандартном предназначении помещений. Главная перестройка, которую претерпел особняк — объединение первого и второго этажа («цокольного» и «бельэтажа» в терминах XIX века), в образованных таким образом высоких помещениях размещены торговые залы. В результате была утрачена лестница из белого мрамора, существовавшая с момента постройки здания в конце XVIII века. Арочный въезд во внутренний двор со стороны Тверской улицы был переделан в главный вход магазина. Если фасады, выходящие на Тверскую, в основном были сохранены, то со стороны Козицкого переулка наружные стены претерпели значительные изменения: в них обустроены 5 крупных окон полукруглой формы, объединяющих первый и второй этажи.
Торжественное открытие «Магазина Елисеева и погребов русских и иностранных вин» состоялось с 23 января (5 февраля) 1901 года. Строительные леса были сняты только утром в день открытия, и вокруг здания собралась многочисленная публика, разглядывающая через окна интерьеры и ассортимент гастронома. К началу церемонии открытия полиция оттеснила уличных наблюдателей. Организованное мероприятие стало масштабным событием с молебном и торжественным обедом, в заключении выступил цыганский хор «Яра». Пригласительные билеты для гостей были напечатаны на бумаге верже с позолочённой каймой, среди посетивших церемонию гостей — московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Фёдоровной, гласные Московской городской думы, деятели православного духовенства, основоположник русского виноделия Лев Голицын.
Магазин состоял из трёх торговых залов, в которых размещалось в общей сложности пять отделов. Крупнейший отдел — фруктовый, другие отделы — кондитерский, колониально-гастрономический, бакалейный, специализированный отдел был отведён для хрусталя Баккара. Для торговли вином вскоре после открытия пришлось организовать отдельный вход со стороны Козицкого переулка, так как расстояние от главного входа до Страстного монастыря составляло около 90 м, тогда как законодательно винная торговля была разрешена на расстоянии не менее ста метров (42 саженях) от церквей.
Отличительной особенностью магазина стало размещение при нём значительного числа собственных производств, среди которых было несколько небольших пекарен, кондитерский цех, цеха засолки, копчения, маслоотжима, обжарки кофе, колбасная фабрика, также непосредственно в подсобных (в основном — подвальных) помещениях магазина разливались вина и напитки, изготовлялись варенья и мармелады. Продукты собственного производства составляли значительную часть ассортимента гастронома. Значительные площади в подвальной части занимал винный погреб, также в здании была размещена собственная мастерская.
В особняке также была устроена контора магазина и кабинет управляющего, среди подсобных помещений одна большая комната была выделена под столовую для персонала. Помещения третьего этажа сдавались Московскому коммерческому суду, также на третьем этаже с 1901 года существовал литературный кружок. Магазин был ориентирован на состоятельных потребителей, подъезжающих на экипажах, со всех сторон вокруг магазина и далеко вглубь Большого Гнездниковского переулка стояли кареты в ожидании хозяев, совершающих покупки в гастрономе.
Продавцы, подбирались из владевших несколькими иностранными языками, индивидуально общались с покупателями, консультировали по ассортименту, знали особенности и привычки постоянных клиентов. Корзины с покупками выносили к каретам швейцары. Ежедневно гастроном посещало около 400—500 покупателей. Небогатые и скромные горожане в помпезно декорированный и обстоятельно обслуживаемый магазин заходить стеснялись.
Одной из находок Елисеева, позднее повторённой во многих российских и советских магазинах, стала выкладка товара крупными пирамидами, символизирующими изобилие. Ещё одной особенностью, обеспечивающей привлечение женщин в магазин, стала торговля небольшими пирожными собственной выпечки («пти-фур»), которыми кавалеры проездом угощали дам. Среди деликатесных продуктов, ранее малоизвестных московским потребителям и популяризированных гастрономом — трюфели, анчоусы. Широта ассортимента твёрдых и мягких импортных сыров, разнообразие сортов кофе и чая также значительно выделяли магазин среди продуктовых лавок того времени. Другие ключевые ассортиментные группы гастронома — традиционные для Елисеевых фрукты, вина и освоенные в конце XIX века оливковые масла́.
С особенной тщательностью Елисеев относился к выкладке товара и лично определял решения по размещению и раскладке, следил за качеством и презентабельностью продуктов, в частности, не допускались даже малейшие помятости на фруктах, а персонал гастронома после закрытия съедал начавшие портиться плоды (так как выносить или выбрасывать их Елисеев запрещал по представительским соображениям).
После Октябрьской революции 1917 года магазин проработал всего два дня, а в 1918 году вывески сданы в металлолом. В условиях карточной системы, в первые годы Советской власти гастроном фактически не работал. Лишь в 1921 году с осуществлением Новой экономической политики продовольственный магазин на традиционных площадях восстановил функционирование и получил наименование «Гастроном № 1». Несмотря на смену названия, гастроном всё равно идентифицировался как «Елисеевский», притом даже в некоторых официальных документах времён СССР фигурировал как «Гастроном № 1 „Елисеевский“». В 1930-е годы упоминался в контексте развития пищевой индустрии СССР как передовой и технически оснащённый розничный магазин. Гастроном отличался широким ассортиментом и наличием экзотических продуктов, недоступных в других торговых точках, в частности, был единственным в СССР местом, где в 1930-е годы свободной продаже имелись ананасы.
В первые месяцы войны гастроном вместе со всеми продовольственным магазинами Москвы перешёл на карточную систему. В дни эвакуационной паники 15—17 октября 1941 года запасы продуктов со складов разобраны жителями бесплатно. С 1942 года магазин был закрыт для свободного посещения и работал в режиме распределителя продуктов питания для советской номенклатуры. В 1944 году в гастрономе открылся коммерческий отдел, торговавший в условиях всеобщей карточной системы за наличные деньги, но по крайне высоким ценам. Ассортимент был столь же обширен, как и до войны, и несмотря на повышенные цены, гастроном собирал большое скопление людей, привлечённых изобилием в условиях военного и послевоенного продовольственного дефицита, очереди в магазин на улице, в Козицком переулке, занимали с раннего утра и лишь через несколько часов потребитель мог приобрести редкие товары. Примечательно, что некоторые наименования продуктов в коммерческом магазине были нарочито архаичные, не применявшиеся в советское время («ландрин» для леденцов, «французские булки», «еврейская колбаса»). В 1950-е годы заведующий коммерческим отделом Ушаков был осуждён за нетрудовые доходы на сумму 700 тыс. рублей, нажитые на обмане покупателей.
В 1960-е — 1980-е годы гастроном был одной из редких продуктовых торговых точек Москвы, работавших до десяти вечера (все прочие магазины закрывались на два — три часа раньше).
Незадолго до кончины генерального секретаря Брежнева в 1982 году КГБ начал слежку за директором Соколовым, который был назначен директором магазина в 1972 году, до этого работавший заместителем директора. Тайно оборудовав его кабинет микрофонами и теленаблюдением, были выявлены факты передачи ему подчинёнными денег в конвертах. В конце октября того же года директор и его заместитель Немцев, а также заведующие отделами Свежинский, Яковлев, Коньков и Григорьев были арестованы по обвинению «в хищении продовольственных товаров в крупных размерах и взяточничестве». Суд по «елисеевскому делу» состоялся в ноябре 1984 года, признавшему вину Соколову был вынесен смертный приговор, Трегубов осуждён на 15 лет лишения свободы, заместители и руководители отделов Гастронома № 1 приговорены к заключению на срок 11—14 лет. Через месяц после приговора суда Соколов был казнён.
Ко второй половине 1990-х годов магазин стал практически единственным в районе гастрономом, так как после окончания пятилетнего ограничения на перепрофилирование приватизированных в 1992—1993 годы предприятий торговли многие магазины в центре Москвы предпочли воспользоваться площадями для более маржинальных видов бизнеса или же попросту их переуступить или продать. В конце 1990-х годов в северной части гастронома открыт кафетерий со спиртными напитками на розлив.
В 2002 году 90 % акций ЗАО «Елисеевский магазин», обладающего правом долгосрочной аренды помещений гастронома, были скуплены у трудового коллектива структурами Якова Якубова. Первые действия нового собственника — смена руководства и разработка проекта реконструкции магазина, осенью 2002 года собственники объявили конкурс на «проект элитного супермаркета» для торгового зала площадью 750 м² в южной части помещений, но вскоре отказались от его проведения.
Весной 2003 года с Правительством Москвы заключён инвестиционный контракт, предусматривающий закрытие магазина на реконструкцию для реставрации здания и помещений при условии сохранения основного профиля — магазина-гастронома. Реставрация 2003 года, восстановила часть интерьеров магазина времён Григория Елисеева по исходным чертежам, среди воссозданных характерных декоративных элементов — позолота на капителях и решётках, лепнина, реставрированы крупные потолочные хрустальные люстры, выполненные в виде виноградных лоз, заменена метлахская плитка полов. В центре торгового зала реконструирован высокий стендовый прилавок из красного дерева, установленный ещё при открытии магазина и в советское время закрашенный чёрной краской. Винный отдел восстановлен в том же помещении, где располагался в начале XX века, но вход в него организован не с Козицкого переулка, как это было во времена Елисеева, а из основного продовольственного торгового зала.
В результате реставрации изменён формат магазина: если всё время его существования товары располагались на витринах у прилавков и за прилавками, за которыми работали продавцы, то с 2004 года магазин стал круглосуточным универсамом, где покупатели самостоятельно собирают товары в корзины и расплачиваются на кассе.
В начале 2005 года сообщено о том, что оператором магазина стала торговая сеть «Алые паруса». Одной из широко освещаемых рекламных акций оператора стало открытие в гастрономе в конце 2012 года «рижского дворика» — специализированного отдела латвийских продовольственных товарах .
С весны 2015 года Правительство Москвы, владеющее помещениями магазина, готовит их к конкурсной продаже. Сообщалось, что торговая сеть «Алые паруса» изъявила желание приобрести площади.