Почему мы так считаем (12 фото)
Первоначальная потребность в измерении, а особенно, в измерении времени, была связана с сезонными изменениями климата, важными для земледельцев. К примеру, знаменитый Стоунхендж, СКОРЕЕ ВСЕГО, был создан для того, что-бы фиксировать точки восхода и захода Солнца и Луны – это нужно было для определения оптимальных сроков посадки сельскохозяйственных культур.
Так как календарей в то время ещё не придумали, ориентация по планетам была оптимальным вариантом. Постепенно осознание важности и удобства измерения времени все больше входило в человеческий быт. В домашних условиях чаще всего пользовались природными часами – сигналами петухов и ночным пением соловьёв, ориентировались по длине собственной тени, раскрытию цветков определенных растений – одуванчики, например, открываются ровно в пять утра.
В море или путешествиях могли ориентироваться по времени появления созвездий на небе или по солнечным часам. Однако вскоре человек почувствовал необходимость более точного измерения времени. Появилась потребность создать общую систему для того, что-бы знать, когда наступает нужное время. С развитием культуры подсчет часов стал важным не только в бытовом, но и духовном плане, например: молитвы и жертвоприношения было положено делать в определённое, точно отмеренное время. Так время становилось священной категорией.
Одна из самых старых систем измерения – двенадцатеричная. Обычно происхождение этой системы связывается со знаками зодиака и небесными созвездиями, однако прямую связь деления дня на два периода по двенадцать часов с зодиаком обнаружить сложно. Да и в действительности на небе находится тринадцать зодиакальных созвездий: помимо общеизвестных есть ещё Змееносец. Так что можно предположить, что определение традиционного количество знаков зодиака было вторичным по отношению к более древней системе.
Учёные предполагают, что истинным источником происхождения двенадцатеричной системы измерения – человеческая физиология. Древние шумеры считали по своим пальцам – а именно, по количеству фаланг на всех пальцах правой руки, кроме большого, которым производился счет. Так можно объяснить появление двенадцати часов. Один из пальцев левой руки загибали, когда счет проходил один полный цикл из двенадцати – так появилось число шестьдесят, пять раз по двенадцать. Потому в двенадцати часах мы по сей день имеем шестьдесят минут, а в каждой минуте – шестьдесят секунд.
В сегодняшнем мире эта система осталась только в измерении времени. Однако в некоторых уголках Земли её используют и для подсчетов. В современном Тибете и Нигерии по сей день кое-где используется эта система, так-же двенадцатыми долями считают консервативные англичане – пенни у них равен 1/12 шиллинга, а дюйм – 1/12 фута. Стоит вспомнить и русскую дюжину, и немецкий гросс – большую дюжину. Причина столь долгого использования "устаревшей" двенадцатеричной системы в том, что она весьма удобна для торговых дел: 12 легко поделить и на 2 и на 3, и на 4, и на 6, а 10 нацело делится лишь на 2 и 5. Двенадцать быстро стало сакральным числом – стоит вспомнить о 12 богах Олимпа, 12 коленах Израиля и 12 апостолах.
Параллельно с двенадцатеричной, в Древнем Египте зародилась и десятеричная система счисления, тоже использовавшаяся в календарях. По своему происхождению счёт до десяти не менее древний, чем до двенадцати, и так-же обусловлен физиологическими факторами (человек имеет всего десять пальцев, которыми можно удобно считать незначительное количество объектов). Если в архаичных культурах такая система была не очень удобна для торговли, так как накладывала определённые ограничения, то в более развитых, людям не составляло труда складывать более "ровные" десятеричные основания в уме.
Уже в Вавилоне десятичная система счисления существовала параллельно с шестидесятеричной, а в 595 году нашей эры в Индии впервые появляется запись этой системы, состоящей из десяти цифр и нуля. Арабские учёные, в частности, математик аль-Хорезми, принёс эту систему в восточный мир и благодаря простым правилам сложения и деления, она быстро стала популярной и в Европе.
Именно поэтому сегодня мы называем наши цифры арабскими, хотя логичнее было бы называть их индийскими. Десятка так-же издавна считалась сакральным числом – Пифагор приписывал ей магические свойства: декада заключает в себе совершенство четверицы (1+2+3+4), представляя собой божественную полноту. Священность числа десять признавалась и во Франции времён Революции, провозгласившей рациональный подход ко всему. В то время начали производить часы с десятичным циферблатом, переделали неделю в декаду, а 90-градусную систему углов сделали 100-градусной. В дне стало 10 часов, в часе – 100 минут, а минута так-же стала иметь в себе 100 секунд.
Помимо базовых для европейской культуры десятки и дюжины, в религии и суевериях постоянно фигурируют еще два числа: три и семь. Сакральность тройки связана, скорее всего, с сезонами Древнего Египта: вместо привычных четырёх сезонов, обитатели страны пирамид, зависевшие от разлива Нила, имели три: время половодья, всходов и засухи. Три эти периода были увековечены и в системе измерения и в мифах распространившихся затем по всей Земле. К тому же, если возвращаться к биологическим основаниям священных чисел, у пальцев по три фаланги: именно с помощью демонстрации пальца, который един в своем образе, но имеет три фаланги, священники до сих пор просвещают мирян, говоря о божественной природе Троицы.
Семёрка – не менее традиционное священное число – так-же имеет древнее происхождение. Но связано оно в первую очередь с астрономией. Неделя – это время от одной фазы Луны до другой. Так-же древним людям было известно семь планет – считая Солнце и Луну, которые тогда так-же относились к их числу. Семидневная неделя была еще в Древнем Египте и Вавилоне, а с I века стала государственной и в Риме. Так семёрка стала священной в современной культуре, и благодаря её значению для измерения времени сегодня мы знаем о семи чудесах света, нотах, грехах, цветах радуги.
Подводя итог видим, так или иначе, все сакральные числа – 3, 7 и 12 были тесно связаны с их функциональным значением – ролью для измерения времени в сельском хозяйстве, важностью установления точного времени начала сезона. Природа всех этих чисел циклична, а значит, не нарушает мирового порядка. Десятку же, применявшуюся позже, удобную для счёта в уме при торговле, можно считать исключительно человеческим (искусственным) изобретением.