Гремя огнем, сверкая блеском стали… Часть 1. Обр. 1 (18 фото + 3 видео)
Сегодня же мы начнем разговор об основном противнике Германии – танках Советского Союза.
Собственно история отечественного танкостроения берет свое начало в 1916-1917 годах, когда по проекту полковника Н. Гулькевича были забронированы и вооружены трактора «Аллис-Чалмерс», которые можно рассматривать как вполне удачные и готовые к серийному производству машины. Но начавшаяся Гражданская война и распад Российской Империи не дали реализовать весьма любопытный и многообещающий проект (я не рассматриваю нереализованные и полуэкспериментальные машины типа «танка Менделеева», провального «Вздехода» и «Царь-танка»).
На фото – бронетрактор Гулькевича, «русский тип танка», «Ахтырец»
История же советского танка началась весной 1919 года. Тогда части Второй Украинской Советской армии в боях за станцию Березовка, под Одессой захватили четыре «танки» Белой Армии – Renault FT-17. Два из них оказались в неисправном состоянии, а два были вполне на ходу. Вскоре выяснилось, что применять эту самую «танку» никто не умеет, поэтому было принято «соломоново решение» - подарить все эти «чудеса буржуйской техники» (вместе с прилагающейся к ним головной болью) вождю мирового пролетариата ко Дню Международной солидарности трудящихся (для тех, кто не в курсе – праздник 1-го Мая, а вождя звали Владимир Ильич Ленин).
На фото – танк Renault FT-17 (судя по «балкенкройцу» на нижнем фото, это модернизированный вариант танка, который был захвачен Вермахтом в ходе Французской компании)
На видео – отреставрированный танк, принадлежащий армии Швейцарии
Вождю подарок понравился, и было решено пустить его на параде по Красной площади. Авиатор Россинский с двумя помощниками смогли разобраться в хитростях управления и пройти по параду.
На фото – – танк Renault FT-17 (на переднем плане) и «Рено –Русский» с пулеметно-пушечным вооружением сзади.
На радостях было решено немедленно начать выпуск новой машины. Честь же постройки первой советской «танки» выпала заводу «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. И работа началась…
Справедливости ради стоит отметить, что "Рено-Русский" сложно назвать серийной, стандартизированной машиной, особенно по вооружению.
Первоначально предполагалось вооружить их 37мм пушкой Puteaux SA 18 (одна машина из трех, остальные - пулеметные). Но, поскольку этих пушек катастрофически не хватало, было решено вооружать танки 37мм морскими пушками Розенберга или Грюзона, которые также были в дефиците (они использовались в качестве батальонных орудий). После долгих размышлений было решено остановиться на морской пушке Гочкиса. Последняя получила иной плечевой упор и бронемаску, сходные с пушкой Пюто.
На фото (сверху вниз) - пушки Пюто, Розенберга и Гочкиса.
Второй "ахиллесовой пятой" нового танка стали двигатель и трансмиссия. Как я уже говорил, машины приняли на завод целиком, без проверки. И если пропажа катков и траков не была смертельной, то отсутствие двигателя и трансмиссии порождало просто неимоверные трудности. Гневная телеграмма с завода"Куда делись детали?" вызвала не менее лаконичный ответ "Пропали в пути". Но вопрос телеграмма и не решался.
В помощь заводу была направлен инженер Калинин. А так же два французских специалиста - Дем и Розье. Они-то и разработали проект трансмиссии танка.
Танки вооружались поначалу 37мм пушкой Пюто (которая именовалась в документах «пушка сист. Гочкис тип. Пютакс») с «левой» нарезкой, за ним два орудия Гочкиса с коротким стволом (именовалась «пушка сист. Гочкис- 1») выпуска 1898-1899 гг. Обуховского завода, одно орудие Гочкиса с длинным стволом (именовалась «пушка сист. Гочкис-П») французского производства и, наконец, опять-таки Пюто, но уже с нормальной, «правой» нарезкой.
Масла в огонь подлили сообщения, что французы отказываются от чисто пулеметных машин. Поэтому было решено вооружить танки пушкой и пулеметом.
В этом отношении наиболее интересен проект "инженера Сячинтова" (П. Сячинтов?), предлагавшего новую шестигранная башню (аналогичная будет установлена на танке МС). Но к реализации приняли предложение инженера Глазова – «установить тяжелый пулемет Гочкисс в бортовой амбразуре» существующей башни танка. Удобство же использования вооружения было вынесено за скобки.
решение, повергшее французов в ступор – зубья шестерен припиливались по месту. Результат превзошел ожидания – КПП были тише и надёжнее оригинальных.
Несмотря на многочисленные трудности, к 21 июня 1921 года было построено 15 машин. Правда, часть - без вооружения.
На рисунке - чертеж моторно-трансмиссионного отделения танка.
На фото - эталонный танк (в верху) и телеграмма о постройке первого танка
На рисунке - чертеж танка
На рисунке - разрез танка
Завод был готов продолжать выпуск, но заказа не последовало. Военных машина не устраивала ни по вооружению, ни по подвижности. Дело в том, что дальность прямого выстрела не превышала 400м, а максимальная скорость танка была аж 5км/ч. При этом габариты машины не позволяли транспортировать ее в кузове грузовика, а развитие железных дорог на наиболее угрожаемых участках границы не позволяло быстро перебрасывать танки.
Основой же бронетанковых сил РККА стали трофейные машины – Mk IV/ Mk V, Mk А/С «Whippet», Renault FT-17 и FIAT-3000, попавшие в РККА в качестве трофеев. (О них я писал в своем посте «Иномарки в Красной Армии. Часть 3» Иномарки в Красной Армии. Часть 3
На фото (сверху вниз) Mk V, Mk А«Whippet» и FIAT-3000
Основными машинами и РККА и «Белой гвардии» были импортные танки – тяжелые MKIV/MкV, «Уиппеты» МкА/С и все те же Renault FT-17, либо его продолжение – FIAT 3000.
Во ВСЮР и о других оппонентов РСФСР за основу штата и комплектации частей была взята английская модель. В РККА же поначалу не было ни четкой структуры ни понимания того, как, собственно, эту самую «танку» применять. Тем не менее, в 1920 году были разработаны «Временное краткое наставление для действий танков в бою» и «Инструкция отряду танков», а 28 мая 1920 года был разработан «Штат и табель танкового автоброневого отряда».
В июле же 1920 года появилась и первый устав танковых войск – «Инструкция по боевому применению танков», где за танками закреплялась роль поддержки пехоты.
Танки, сведенные в три большие группы: «Б» - большие танки (Mk V или «Риккардо»), «С», или средние (маневренные) танки – Mk А/С «Whippet» и «М» - малые танки (Renault FT-17, FIAT-3000 и «Рено-Русский»), которые, в свою очередь, объединялись в эскадры. Позже схема была изменена на более привычную батальонную структуру
Но какой же танк нужен РККА? Над этим вопросом стали задумываться еще в 1918году. Тогда был предложен проект т.н. "Щитоноски" инженера Максимова - танкетки, с экипажем из одного человека и вооруженной пулеметом. Но развития проект не получил. Вторым проектом стал "Большевик" – бронированный автопоезд Лаппорта. Этот сухопутный дредноут состоял из трех вагонов, с вооружением из двух 76мм противоштурмовых пушек и восьми пулеметов. Броня - толщиной до двух дюймов. Вес - 13000 пудов (порядка 208 тонн).
На рисунке - "Щитоноска" Максимова.
За ними последовали проекты среднего (точнее - маневренного) танка ГУВП* и ГУВП**. На рисунках проекты ГУВП* (в верху) и ГУВП** (в низу). За основу этого проекта был принят английский танк Mk A «Whippet». Но и здесь дальше чертежей дело не пошло.
После долгих размышлений был сделан вывод, что нужен более дешевый и легкий танк, предназначенный для массового выпуска. Но о нем – в моем следующем посте.
Что же касается сравнения «Рено-Русский» со своими аналогами, то это была машина не хуже, но и не лучше своих аналогов. Хотя сравнивать их довольно сложно – собранная «в ручную» советская машина и серийно производимые Renault FT-17, FIAT-3000 и Ford 6 ton – танки в разных весовых категориях.
На фото – Ford 6 ton
На фото - FIAT-3000
Как бы то ни было, «Рено-Русский» стал первым советским танком, прадедушкой легендарных танков Т-34-85 и ИС-2.