Неизвестное об ахалтекинских лошадях (21 фото)
Надлежащая гарантия сохранения ахалтекинского генофонда - дальнейшее развитие возможностей при проявлении породных качеств, а также совершенствование спортивных навыков, считают туркменские сейисы. Сегодня в коневодческих хозяйствах и на фермах проводится определенная работа по дальнейшему совершенствованию породы методом чистопородного разведения. В этом плане большое значение имеет не только разведение коней с использованием методов линейной селекции, а также различных комбинаций межлинейных сочетаний, но и правильное содержание и воспитание молодых коней.
Ахалтекинская порода создана многовековым трудом селекционеров туркменского народа, является самой древней и уникальной, не имеющей себе равных не только по внешней красоте, но и селекционным и экстерьерным признакам. Легкая сухая голова, большие выразительные искрящиеся глаза, тонкие по движению уши, длинная, тонкая, с лебединым изгибом, мускулистая шея, высокие и тонкие ноги с крепкими копытами придают ахалтекинцу изумительную красоту. А исключительное добронравие и преданность человеку издавна покорили сердца людей.
Наряду с указанными отличительными особенностями эти кони имеют крупный рост, высокую холку, короткую шерсть, обладают большой подвижностью и быстротой, отменным темпераментом, неутомимостью к тренировкам. Все скакуны свободно двигаются на всех аллюрах. Конечности их необыкновенно сухие с отчетливо очерченными сухожилиями и связками. Масть ахалтекинцев разнообразна – от вороной до изабелловой с красивым золотистым или серебристым блеском.
Происхождение ахалтекинской породы уходит в далекую древность. Так, древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.) в сочинении «Чудесные ниссейские лошади» отметил коней, отличающихся от всех других пород в ту далекую историческую эпоху своими необыкновенными качествами. Эти письменные очертания вполне сходятся с визуальными особенностями телосложения современных ахалтекинцев. Согласно имеющимся материалам, предки современных ахалтекинских лошадей привлекали пристальное внимание и вызывали восхищение коннозаводчиков и путешественников многих государств Азии и Европы еще более двух тысяч лет тому назад, пользовались большим спросом.
Каждый джигит по древней традиции должен был быть всегда готов к отражению нападений извне, иметь боевого коня, сбрую, тренироваться в скачках, уметь лихо управлять конем в условиях боя. И ему нужен был сильный, рослый и выносливый конь, способный не только быстро и легко догонять отходящего противника, но и пригодный для того, чтобы на быстрых аллюрах укрыться от глаз преследователей.
И вместе с этим ахалтекинский конь был богатством и украшением каждой семьи. Коневоды в течение нескольких тысячелетий, стремясь к получению желаемого экстерьера, закаляли мускулатуру коня, строго сохраняли чистоту крови, не допускали метизации с менее ценными породами, добивались постоянного совершенствования породы.
В результате изучения в прошлом веке многочисленных хронологических материалов, литературных источников и разнообразных памятников древней материальной культуры специалист по ахалтекинскому коневодству В.Витт дает заключение, что именно Средняя Азия является основным центром возникновения и формирования столь своеобразной породы.
Долгое время существовало мнение о происхождении ахалтекинской породы от арабских лошадей. Однако в работах ряда исследователей минувшего столетия было, наконец, неопровержимо доказано, что арабская лошадь появилась значительно позже, когда туркменские ахалтекинцы были уже широко известны всему Древнему Востоку.
В XV-XIX вв. туркменские кони уже в большом количестве вывозились в государства Западной Европы, хотя они в то время неверно именовались как «турецкие». Они были использованы для улучшения местных пород лошадей.
Так, например, они сыграли важную роль при создании современных пород – донской, карабаирской, карабахской, орловско-растопчинской, адаевской, а также при формировании арабской и английской верховой пород лошадей. Они были использованы и при улучшении поголовья немецкого, чехословацкого, югославского коннозаводства.
Так, например, в числе выдающихся производителей трех родоначальников английской чистокровной верховой породы, без сомнения, был ахалтекинский жеребец Дарлей Арабиан 1702 года рождения, хотя по названию англичане относили его к арабскому скакуну. Именованный «турецким», жеребец Вильсон, вывезенный в XVIII в. из Стамбула, был также чистопородным ахалтекинцем, так как он отличался такими экстерьерными признаками, как высокая холка, длинная шея и аккуратная небольшая голова, присущая только ахалтекинцу.
Жеребец Туркмен-Атти буланой масти 1784 года рождения, завезенный в 90-х годах XVIII века в Германию, несмотря на то, что в заводских книгах Тракенского завода числился как арабский, имел исключительное генетическое сходство с современной ахалтекинской породой и недаром был именован кличкой «туркменского» жеребца. Ахалтекинские кони большими партиями поступали и в государственные конюшни допетровской России.
В начале XVIII и первой половине XIX вв. «небесные аргамаки» широко использовались не только на заводах центральных губерний России, но и на Северном Кавказе, в Закавказье. По описанию путешественника и ученого-ветеринара Нанни (1852), «… туркменская лошадь в Закавказском крае занимает первое место у заводчиков на скачках, происходивших в Тифлисе». Ахалтекинская порода по своим породным качествам всегда стояла выше других верховых пород на всех стадиях истории развития мирового коневодства и вполне отвечала требованиям не только воинов в различных походах, но и любителей конноспортивных игр.
Тем временем на территории самого Туркменистана в конце XIX в. (1790-1880 гг.) ахалтекинское коневодство пришло в упадок, хотя в этот период проводилась определенная работа по улучшению породы. При этом использовались жеребцы-производители, принадлежащие отдельным владельцам и оставившие заметный отпечаток в породе (Бойноу, Мелекуш и др.). Так, например, житель Геок-тепинского района Бекназар имел двух производителей: Бекназар-дора (гнедой масти) и Бекназар-ала (рыжей масти) - сына Бекназара-дора.
С этими жеребцами он разъезжал по аулам и случал многих кобыл. С тех пор и сложилась определенная линия жеребца, именуемая в дальнейшем линией Бекназара-дора. Имеются также сведения, что отдельные владельцы кобыл, не считаясь с расстоянием, ехали за многие сотни километров к хозяину жеребца, прославившегося на скачках или доказавшего свое превосходство по потомству, только для того, чтобы случить своих маток.
В целях восстановления и дальнейшего улучшения племенных качеств ахалтекинской породы в 1889 г. была учреждена областная конюшня в Закаспийском крае, находившаяся в ауле Кеши на окраине Ашхабада. Одновременно были организованы случные походы в Бахарденском, Каракалинском, Каахкинском, Байрамалийском, Серахсском, Тахтабазарском и Иолотанском регионах, а также в Кушке и порту Александровском.
Весь получаемый приплод по росту и развитию, жизнестойкости значительно уступал потомству ахалтекинцев и в связи с этим в 1914-1915 гг. лошади других пород были вывезены за пределы Туркменистана. И все же развитие племенных качеств ахалтекинских коней не имело коннозаводского начала, а носило несколько любительский характер, поскольку основная часть чистокровных ахалтекинцев принадлежала отдельным владельцам и была разобщена.
Сегодня благодаря государственной поддержке накоплен значительный опыт чистокровного разведения, а также скрещивания ахалтекинской породы, эти усилия регулируются Международной ассоциацией ахалтекинского коневодства и Государственным объединением «Туркмен атлары». За последние годы создаются общества по разведению ахалтекинских коней и за пределами Туркменистана.