Право на бег (скандал в Бостонском марафоне 1967 года)
Тут-то они и поссорились: ни одна женщина до сих пор не бегала марафонские дистанции, и Арни был уверен, что Кэтрин это не под силу. В конце концов они договорились: если Кэтрин докажет своему тренеру, что выдержит, он поддержит ее «бредовую идею».
Кэтрин Свитцер начала готовиться. За три недели до марафона Арни и Кэтрин пробежали тренировочную дистанцию в 26 миль (41 км). На финише Кэтрин предложила тренеру добавить еще пять миль, к концу которых Арни просто упал без сил. На следующий день они внимательно прочитали правила Бостонского марафона и не нашли никаких упоминаний о половой принадлежности участников. Кэтрин зарегистрировалась как «К. В. Свитцер». Вместе с ней собирался бежать Арни и ее жених «Большой Том» Миллер, который играл в американский футбол и заявил, что «если девчонка может пробежать Бостонский марафон, то я и подавно».
19 апреля 1967 года Кэтрин вышла на старт. В марафоне принимал участие 741 человек; вместе со всеми Кэтрин получила номер, на котором значилось: «К. Свитцер, 261». Она говорит, что вовсе не собиралась вписывать свое имя в историю: «Мне было девятнадцать лет и просто хотелось приключений». Шел мокрый снег, но погода Кэтрин не волновала — она всю зиму тренировалась в любых условиях. Зато, смеется она, очень беспокоилась, не потечет ли косметика.
Некоторые бегуны оглядывались на Кэтрин в недоумении, другие старались подбодрить, третьи недоверчиво интересовались: она что, всерьез собирается пробежать марафон? На старте было не протолкнуться, Кэтрин натянула на голову капюшон, и никто из организаторов не заметил женщину среди участников. «О боже, ты что, губы накрасила»? — спросил Том. — «Ну да, как обычно». — «Сотри помаду немедленно! Тебя заметят и снимут с дистанции!» — «Ни за что!»
Прозвучал стартовый пистолет. Примерно на четвертой миле бегунов догнал грузовик с прессой. Репортеры засекли Кэтрин, и среди них поднялся ажиотаж. Через какое-то время прямо посреди дороги вырос крупный мужчина в пальто, который грозил Кэтрин кулаком и кричал что-то неразборчивое. Когда она пробегала мимо, он попытался схватить ее за руку, но только сдернул с нее перчатку. Кэтрин подумала, что это какой-то сумасшедший из публики, но потом заметила на его лацкане сине-золотой значок. Это был Джок Сэмпл, один из организаторов Бостонского марафона. Она прибавила темп, но Сэмпл догнал ее и схватил ее за плечо с криком «Пошла вон с моего марафона!», а потом попытался сорвать с груди номер. Когда Арни Бриггс, всю дорогу бежавший возле Кэтрин, попытался его урезонить, тот просто отшвырнул его в сторону. Кругом щелкали затворы камер. Кэтрин говорит, что ужасно испугалась, но тут на выручку пришел Большой Том. Бросок — и нападавший рухнул в придорожную канаву как мешок с картошкой. Перед глазами Кэтрин пронеслись картина: они убили Джока! Суд, а потом тюрьма для нее, Арни и Тома. Они припустили что есть духу.
Толпа неистовствовала. Грузовик с репортерами преследовал группу, в которой бежала Кэтрин. Они вели себя очень агрессивно: свесившись, тыкали камерами чуть ли не в лицо спортсменам и кричали Кэтрин: «Что вы пытаетесь доказать? Когда вы сойдете с дистанции? Вы феминистка?»
Но, несмотря на сильнейший стресс, Кэтрин продолжала бежать. Ей в голову пришла мысль, что, если сейчас она сойдет с дистанции, женщин никогда не допустят к марафону. Все решат, что это был просто пиар. Это будет огромный удар для женского спорта, шаг назад, а не вперед. Если я сойду, подумала Кэтрин, победит Джок Сэмпл. Страх и унижение превратились в злость.
Через какое-то время Сэмпл догнал их на автомобиле: он грозил кулаком из окна и вопил: «У вас у всех будут большие неприятности!» Но бегуны сгрудились вокруг Кэтрин; они принялись ругаться, кто-то показывал Сэмплу средний палец. Наконец, тот уехал, отстали и репортеры. И тут неожиданно Том начал обвинять Кэтрин, что из-за нее у него будут проблемы, его могут не допустить до соревнований по футболу. Он сорвал свой номер и резко прибавил темп, стараясь оторваться от Кэтрин и Арни.
Это была последняя капля: Кэтрин заплакала. Впереди было еще 20 миль. Если бы не верный Арни Бриггс, который всю дорогу подбадривал ее, неизвестно, чем бы все закончилось. Но через пару миль, говорит Кэтрин, открылось второе дыхание, она как будто вышла из наркоза. Зрители у обочины были доброжелательны, махали ей и улыбались, она махала в ответ. Через какое-то время они обогнали Тома, который к тому времени перешел на шаг.
Кэтрин пробежала всю дистанцию. Когда после финиша она сняла обувь, из кроссовок потекла кровь — ноги были стерты до мяса, пришлось вызывать врача. Кэтрин Свитцер стала первой женщиной, официально пробежавшей марафон. После этого она пробежала еще 39 марафонов, а в 1974 году стала победительницей марафона в Нью-Йорке. Сейчас ей 70, и она продолжает бегать.
Первая женщина-участница Бостонского марафона Катрин Швитцер спустя 50 лет снова приняла участие в забеге под тем же 261 номером. Сейчас, в возрасте 70 лет, она пробежала марафон за четыре часа 44 минуты и 31 секунду. За свою жизнь Катрин Швитцер пробежала в общей сложности 40 марафонов.
Кстати, можно восхищаться тем, как она выглядит в свои 70 лет! Мне кажется, что просто замечательно!