Ученые восстановили единственный прижизненный портрет Ивана Грозного (4 фото)
Портрет был оттиснут на переплете первопечатного «Апостола» в 1564 году, но со временем разгладился и стал неразличим. Об открытии сообщает пресс-служба ИКИ РАН.
«Апостол», «Московский Апостол», или «Деяния святых апостол списана святым апостолом и евангелистом Лукою», — это первая датированная книга, напечатанная на Руси. Ученые предполагают, что печатники Иван Федоров и Петр Мстиславцев в 1563–1564 годах изготовили около 2000 ее экземпляров. Из них 23 экземпляра сохранились в Москве, 13 — в Санкт-Петербурге, 3 — в Киеве, по 2 — в Екатеринбурге, Львове и Новосибирске, еще около двадцати экземпляров находятся в различных городах мира.
Портрет Ивана Грозного был выполнен в технике гравюры на меди и оттиснут вместе с двуглавым орлом на переплете предназначенного царю экземпляра, который хранится в Государственном историческом музее. Считается, что автором портрета мог быть как сам Иван Федоров, так и сын знаменитого живописца Дионисия Феодосий — изограф, освоивший в середине XVI века технику гравюры на меди.
Исследователи смогли восстановить уже практически неразличимое изображение благодаря применению метода мультиспектральной съемки. Она подразумевает получение массива цифровых изображений в различных диапазонах длин волн, от ультрафиолетового до инфракрасного (с «шагом» в 40 нанометров), и под разными углами освещения.
Для съемки портрета Ивана Грозного ученые использовали инфракрасный диапазон — в частности, в данном случае поверхность переплета снимали в отраженном свете с длиной волны 730 нанометров (этот диапазон уже относится к инфракрасному, но еще воспринимается глазом). На снимках в этом диапазоне проще различить микротопографию переплета: мельчайшие вмятины и трещины на коже. Этим же методом ученым удалось прочесть глаголический палимпсест кирилло-мефодиевской эпохи из собрания Исторического музея. Ранее физики помогли искусствоведам обнаружить неизвестные детали картин Рембрандта, Дега и Малевича.
Почему Никулин не снялся в "Иван Васильевич меняет профессию".
Думаю ни для кого не секрет, что Юрий Никулин был любимым актёром Леонида Гайдая. Он снимал его во всех своих фильмах, начиная с короткометражки "Пес Барбос и необычный кросс". Вот и сценарий "Иван Васильевич меняет профессию" писался именно под Никулина. Именно он по замыслу Гайдая должен был стать Буншей и Иваном Грозным После грандиозного успеха "Бриллиантовой руки" актёрский дуэт Никулин-Миронов казался режиссёру лучшим выбором. Он даже не собирался проводить актёрских проб - ему было всё предельно понятно - Никулин-Бунша, Миронов-Милославский и никаких разговоров. К тому же, в это время в журнале "Наука и жизнь" были опубликованы исследования антрополога Михаила Герасимова. Им, в частности, по костям черепа был восстановлен портрет Ивана IV Грозного, посмотрев на который Нина Гребешкова сказала мужу: "Ой, а ведь Юра удивительно на него похож!" С уже готовым сценарием Леонид Гайдай поехал к Никулину и дал ему ознакомиться с ним. Но Юрий Владимирович, прочитав сценарий, ответил Гайдаю отказом. "Лёня, ну ты что? Это же Булгаков. Это же "на полку", я тебе обещаю! Я не хочу терять год, для того, чтобы лежать на полке. Я и тебе не советую". И отказался. Интересно, что когда фильм был готов, Гайдай пригласил Никулина на препросмотр. И Никулин жутко расстроился, что не стал играть в этом фильме.