Поддельное искусство. Хан ван Меегерен –художник, обманувший Геринга (7 фото)
"Автопортрет". Хан ван Меегерен. Рейхсмаршал Герман Вильгельм Геринг
несмотря на звание и положение в Рейхе. Рейхсмаршал в бессильной злобе зарыдал и , что его больше расстроило, он даже сам не понимал: толи то, что союзники нашли его тайник в соленной шахте в Альпах, толи то, что он дал шанс обвести себя вокруг пальца, ведь он честно заплатил им самую большую сумму, в какую еще не оценивали великих голландцев****.
Но в этот же день, по той же причине, рыдал еще один человек, голландский живописец Хан ван Меегерен, наконец-то он смог доказать свою гениальность и получить всеобщее признание. Судебная шумиха настолько привлекла внимание к его творчеству, что в 1947году согласно соцопроса, он был признан самым популярным человеком Голландии, обойдя премьер министра Луи Билу.
Но и правда была еще и в том, что его признание в авторстве множества работ было вынужденной мерой, дабы не попасть за решётку на еще более долгий срок за коллаборационизм и передачу нацистам национального достояния страны, в чем первоначально и обвиняли его.
* Команда под руководством американского капитана Гарри Андерсон.
**Второе название «Христос и грешница»
***Прошла через руки множества посредников от Меегерена до доктора Вальтера Хофера, который купил картину от имени Геринга.
**** 1,65 млн гульденов.
Правда была в том, что с нацистами он не сотрудничал и национального достояния не распродавал, но доказать это можно было только рассказав о другом преступлении совершенном им-ПОДДЕЛКЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА.
В заявленное никто не поверил, ну разве он мог подделать “Художника Художников”, мастера , входившего в тройку самых великих голландцев «золотого века» вместе с Рембрандтом и Халсом. И чтобы доказать или опровергнуть это ему предложили повторить.
Но гений фальшака с презрением бросил им гневную тираду: «Создание копии не доказывает наличие у художника таланта, я никогда в жизни не рисовал копий и не намерен делать это сейчас. Если хотите, я нарисую вам нового Вермеера, создав на ваших глазах новый шедевр!». И шедевр был создан «Молодой Христос в храме среди учителей», после его завершения, перемешав в душе боль разоблачения с радостью признания, он произнес «Мой триумф, как фальсификатора, стал моим поражением, как созидательного художника».
Эта его работа и стала венцом и финалом его творческой карьеры. Суд обвинил его в изготовлении фальшивок и приговорил к тюремному сроку, но ему уже не было суждено отсидеть за решёткой и дня, стало плохо с сердцем, он был перемещен из зала суда в больницу, где и ушел из жизни 29 декабря 1947 года.
Но гении так не уходят.
Послесловие
С его слов: ” Оценивая галерею* работ Вермеера я согласился с мнением французского критика ТеоФилем Торе, об отсутствии в его творчестве полотен на религиозную тематику поэтому я и решил их дописать. Образы для натур брал из картин самого Вермеера, воспроизведя их в религиозной обстановке, а так как приходилось соблюдать конспирацию, то образ самого Иисуса Христа пришлось в тайне срисовать с итальянского железнодорожника случайно заночевавшего в доме. Так и создалась серия этих полотен.”
*галерея работ Яна Вермеера это 34 полотна.
Но несмотря на это его заявление, до сих пор музейные критики и искусствоведы отстаивают подлинность ряда полотен и главного шедевра музея Бойманга «Христос в Эммаусе». То что в красках обнаружена фенолформальдегидная смола детище XX века, а современная микрорентгеновская съемка обнаружила трещинки-кракелюры**, искусственного происхождения -единого мнения об авторстве ряда работ нет и до сих пор, а сколько секретов еще будет разрыто, АЖ ДУХ ЗАХВАТЫВАЕТ***.
*Имитацию воздействия веков он разработал самостоятельно, чтобы воспроизвести пыль проникшую в микротрещины холста, он после того, как высыхал лак, покрывал полотно тонким слоем китайской туши. Далее смывал её при помощи скипидара, и тушь попавшая в трещины, создавала видимость въевшейся пыли.
** Для создания кракелюра он сворачивал полотна в рулон, прожаривая в духовом шкафу несколько часов.
*** Суд над ним показал в сомнительном свете все сделки на рынке произведений искусства, совершенные во время войны. После этого процесса было обнародовано и представлено на экспертизу множество работ, что позволили вернуть в музеи более 200 полотен.