Поддельное искусство. «Святой Лука» и лаборатория технической экспертизы (6 фото)
До этого КГБ такими делами не занималось, но в связи с тем что среди возможных заказчиков преступления могли быть иностранные коллекционеры* и учитывая общественный резонанс** (это кража была первой такого масштаба в СССР), дело было передано этому ведомству после обращения министра культуры СССР, Екатерины Фурцевой, к председателю КГБ, Владимиру Семичастному.
* Как заказчик подозревался бельгийский коллекционер Жак Ванденберг, находившийся в то время в Москве
** «В Советском Союзе, в отличие от Запада — музеи не грабят»- из заявления министра культуры СССР, Екатерины Фурцевой
Холст был сильно поврежден от несоблюдении условий хранения, красочный слой рассохся, образовав глубокие трещины. Из-за невежества преступника, полгода прятавшего его за печкой в деревянном доме, отчего полотно чуть было не утрачено. Позже на его восстановление ушло 2.5 года. Кроме этого требовалось еще раз расставить точки над “I” о её подлинности. В 20-тые годы она была утеряна из храма Таврической губернии* и всплыла только в 1950 году в Одессе, где и была приобретена на “Привозе” куратором Одесского государственного музея за 9 рублей. Подлинность полотна была определенна “на глазок” по широкому мазку новаторской техники Франса Хальса и инвентаризационным номерам старинной эрмитажной каталогизации.
*была в числе тридцати картин переданных Александром I православной церкви “для украшения католических храмов Таврической губернии “.
Для полноценной экспертизы и была сформирован эта лаборатория с привлечением ведущих специалистов области. Возглавила её работу эксперт Мильда Петровна Виктурина. Полотно было расчищено от более поздних наслоений и проведена экспертиза, подтвердившая подлинность.
Всесильный и влиятельный Комитет Государственной Безопасности снабдил лабораторию самым передовым оборудованием не имевшим аналогов в стране, и дал возможность стать , на долгие годы , центром разоблачения фальшака в СССР.
Теперь расскажу о том, чем же занимается этот центр и ему подобные (может когда-нибудь надумаете инвестировать в произведение искусства и вам эта информация пригодится* ).
*Как правило правильно собранная коллекция дает очень высокий инвестиционный доход, коллекция из не менее чем 200 полотен за 100 лет может увеличить свою совокупную стоимость в более 50 раз, а это ни много ни мало 50% годовых ( в пересчете по покупательной способности, а если брать во внимание инфляцию в деньгах это на много больше). Такие коллекции есть у многих крупных банков, некоторые из них подобно Дойче Банку и Юни Кредит даже организуют собственные выставки.
К основным задачам практической экспертизы относится следующие:
1.определение времени создания произведения, школы живописи и авторства;
2.выделение среди авторских работ оригинала, авторских повторений и копий с чужого образца;
3.установление и датировку безымянных копий, нахождение оригинала для копирования;
4.выявление имитационно-компилятивной живописи;
5.выявление подделок и определение времени их создания;
Для этого используются следующие методы технико-технологического исследования:
I. Микроскопический анализ.
II. Исследование в УФ-диапазоне излучения.
III. Исследование в ИК-диапазоне излучения.
IV. Рентгенографический анализ.
V. Анализ фактуры живописной поверхности.
VI. Анализ химического состава живописных материалов.
Выявленные признаки и дают возможность определить подделку.
По следующим признакам:
1. наличие фальшивой подписи, современной живописи, претендующей, как правило, на известное имя;
2. стремление передачи фальсификатором наиболее характерных, броских индивидуальных особенностей почерка подделываемого художника;
3. попытки воспроизводства технологических особенностей подделываемых картин;
4. имитацию признаков старения живописных материалов.
Вот как бы для начала и все.
Позже я расскажу о наиболее громких делах того времени Грибановском, Барановском, а так же о Арманде Хаммере и слове из трех букв, да и чем закончилась проверка подлинности произведений искусства в провинциальным музеях, ну и разумеется об экспертизе.
P.S Простите что получилось нудно, просто пытаюсь просвещать тех кому интересно делать инвестиции в будущее, посредством вложений в искусство.