Японские художества: киту на обед подают русских матросов (17 фото)
Николай II просыпается от кошмарного сна, в котором видел разбитые российские войска, возвращающиеся с битвы с японцами
Где и когда Кийочика научился рисовать, неизвестно. Существует мало свидетельств того, что он когда-либо изучал японский стиль, но, скорее всего, прошел обучение началам западной живописи под руководством английского художника и карикатуриста Чарльза Виргмана. Есть свидетельства о том, что Кийочика настолько ненавидел запах масляных красок, что почти сразу забросил живопись. Однако он был вдохновлен западным реализмом и импрессионизмом, и это заметно в его работах. Они отражали быстро развивающийся мир вокруг.
Семья Кийочика была богата и уважаема под властью Тогугава-сёгуна, однако, когда тот был свергнут, они всё потеряли и отправились в изгнание. Когда Кийочика в 1874 году вернулся в свой родной Токио, то обнаружил, что город полностью преобразился. Правительство Мэйдзи открыло границы Японии, и после многих лет изоляционистского правления в страну прибывали инженеры, ученые и архитекторы с Запада. В Токио появились кирпичные здания, поезда и железные дороги, телеграфные столбы и пароходы...
Японский офицер сидит на голове осьминога, который ловит замаскированные под рыбу корабли своими щупальцами
Кийочика начал рисовать городской пейзаж в традиции укиё-э, но с использованием оттенков и перспективы, обусловленными влиянием западного искусства, и сопоставляя элементы традиционного японского прошлого с модернизированным Западом. В то время его коллеги всё еще изображали призраков и демонов, легендарных персонажей Кабуки или самураев и исторических деятелей. После Токийского пожара 1881 года Кийочика оставил рисование пейзажей, но сделанные им в это время зарисовки стали источником вдохновения для изображения взрывов в его военных карикатурах.
Возможно, под влиянием Виргмана Кийочика приступил к производству сатирических рисунков для газет. Это средство пропаганды легко воспринималось как японским, так и западным читателем. И вскоре Кийочика стал главным иллюстратором сатирической газеты «Марумару Чинбуна». Портреты политиков и военных деятелей в исполнении этого талантливого карикатуриста были настолько узнаваемы, что их не нужно было подписывать. Впоследствии Кийочика был обвинен в антиправительственных выступлениях, ему даже предъявляли судебные иски из-за карикатур, несколько раз художник попадал в тюрьму за неоднозначное изображение государственных деятелей.
Японские штыки пробивают стену - и российские корабли вынуждены прорываться сквозь стену с другой стороны, чтобы спастись бегством
На фоне этих обстоятельств выглядит несколько странным то, что художник взялся за проправительственную пропаганду - сначала с набором из 1895 гравюр, изображающих сцены Первой китайско-японской войны, а затем, почти десять лет спустя, за карикатуры на тему русско-японских баталий. В этих сатирических произведениях ясно видны его мастерство карикатуриста в создании образов солдат, интерес к современным технологическим достижениям и постоянное следование принципам западного реализма. Каждый рисунок сопровождали юмористическим описанием от писателя-сатирика Хонэкава Додзина.
Возможно, его успех объясняется всплеском националистических настроений в военное время, но верно и то, что карикатуры могут быть эффективными инструментами пропаганды, и работы Кийочика были очень популярны в то время. Сегодня эти работы хранятся в Библиотеке Конгресса США.
После окончания войны Кийочика вернулся к своим пейзажам...