Златоустовская гравюра на стали (19 фото)
Естественно, клинки украшались резьбой, насечкой, которые позволяли нанести довольно сложный декоративный узор. Орнаментами украшались плоскости клинков мастерами-оружейниками Западной Европы, применявшими для их нанесения химические процессы. К тому времени (1815 год), когда в Златоусте образована оружейная фабрика, которая по замыслу создателей должна была стать основным производителем холодного оружия для российской армии и флота, в мире сложилась традиция украшать стальные клинки. Игнорировать этот фактор уже было нельзя. Для работы на Златоустовский оружейной фабрике правительство пригласило немецких мастеров-оружейников, большей частью из Золингена, которые привезли на Урал свои приёмы художественного убранства холодного оружия. Как говорят, зёрна легли в благодатную почву, уральцы оказались талантливыми учениками и нашли способы гениального обогащения нового для них искусства. Спустя недолгое время стало возможно говорить о возникновении `златоустовского` стиля златоустовской школы украшенного оружия, отличной от школы, утвердившейся в Европе.
Первыми мастерами цеха позолоты и украшения клинков оружейной фабрики были Вильгельм Николай (отец) и Вильгельм Людвиг (сын) Шафы. Они применяли для украшения клинков технологию, позволявшую передавать только контуры изображаемого: вся поверхность клинка покрывалась лаком, по которому стальной иглой процарапывался рисунок; затем производилось травление кислотой. Русские `ученики` Шафов (И. Бушуев, П. Тележников, Е. Бушуев, И. Бояршинов, Ф. Стрижов, М. Тележников) быстро освоили эти технологические приёмы украшения оружия и пошли дальше, сменив иглу на кисть, с помощью которой на металл наносилось изображение: после неоднократного травления становилась возможной передача различных тонов, что придавало изображению объём, создавало реалистичность. Не отказались местные мастера и от стальной иглы, которая позволяла наносить дополнительные штрихи и контуры для большей выразительности. Характерным для златоустовских художников стало уважительное отношение к металлу, использование при украшении клинка красоты металлической поверхности, или гладко отполированной, `белой` плоскости, или же выявляющей красоту узора Дамаска или литого булата.
Основоположником златоустовской школы украшенного холодного оружия по праву считается И. Н. Бушуев. После отъезда Шафов из Златоуста в 1823 году Бушуев назначается ведущим художником Оружейной фабрики. На небольшой по размеру поверхности клинка он располагал многофигурные композиции, которые по художественной значимости не уступали батальным полотнам живописцев того времени. На бушуевских клинках буквально `оживали` военные баталии периода Отечественной войны 1812 года, он воспевал в своих произведениях героизм русского солдата, патриотизм и гордость за Отечество. В убранство клинка мастер ввёл античный декор, прибегал к аллегориям, изображая греческих богов или мифологических героев, воплощая в этих образах свои идеалы. Одним из любимых античных мотивов И. Н. Бушуева стал крылатый конь Пегас как символ творческого горения.
Однако в выборе сюжетов Бушуев не ограничивался одной военной тематикой. Так, в 1824 году он использовал для украшения парадной сабли серию миниатюр, в которых запечатлел все основные этапы изготовления холодного оружия от поисков и добычи руды до поднесения готовых образцов. Этот клинок был в 1826 году подарен знаменитому английскому полководцу герцогу Веллингтону во время его визита в Петербург (ныне клинок находится в мемориальном музее Веллингтона в Лондоне).
Вершиной творчества И. Н. Бушуева и златоустовских мастеров-оружейников первой половины XIX века стало так называемое `Древнее вооружение` комплект рыцарских доспехов, создававшихся для наследника российского престола цесаревича Александра. Работа над этими доспехами велась в течение четырёх лет с 1830-го по 1834 год по эскизам Бушуева, он же вместе с И. П. Бояршиновым, скульптором Л. К. Лукиным, резчиком М. Я. Пелявиным, полировщиками Г. Гра и Д. Н. Ронжиным, кузнецом Д. Вольферцом и другими мастерами доводил изделия до желаемого совершенства. При украшении доспехов использовались все технические приёмы гравюры на металле, применявшиеся тогда на Оружейной фабрике травление, синение, чернь, позолота. Впервые были использованы просечка (сквозные узоры) и огранка. В 1834 году делегацией Златоустовской оружейной фабрики доспехи были вручены четырнадцатилетнему наследнику престола; долгое время они хранились в Эрмитаже, а в 1928 году были переданы Златоустовскому краеведческому музею, в экспозиции которого сегодня и находятся.
Достойным продолжателем бушуевских традиций стал соратник И. Н. Бушуева И. П. Бояршинов. При украшении клинков он широко использовал орнаменты, включавшие изображения уральских трав и цветов, сцены охоты и анималистические сюжеты.
В 1830 1840-х годах выпуск украшенного оружия на Златоустовской оружейной фабрике заметно снизился. В целях сохранения штата цеха украшенного оружия, который в эти годы не раз находился на грани закрытия или временного расформирования, Оружейная фабрика по инициативе П. П. Аносова приступает к выпуску украшенных бытовых предметов: подносов, ларцев, подсвечников, столовых приборов.
На работах мастеров златоустовской гравюры второй половины XIX века в значительной степени сказался расцвет русского реалистического искусства, пришедшийся на это время. В орнаментальное украшение клинков художники вводят реалистичные изображения отечественных цветов, плодов и трав. Возрождаются сюжетные изображения на клинках. Особенно искусно, с большой фантазией, украшаются клинки и ножны охотничьих ножей и кинжалов. Основной техникой в эти годы стала насечка золотом и серебром по синему `таушированному` (т. е. насеченному в нескольких направлениях) фону. Широко применяется просечная техника, т. н. ажурные клинки. Среди художников-гравёров этого периода выделяются В. Н. Костромин, С. К. Недорезков, Я. Д. Варламов.
Оказал своё влияние на творчество мастеров гравюры Златоуста и модерн, захвативший в начале XX века художественную промышленность и некоторые промыслы русского народного искусства. Под его влиянием изменился неповторимый орнамент златоустовских мастеров, потерявший в эти годы свою воздушность, лёгкость. Художники стали широко применять при украшении изделий так называемые стили `русский`, `турецкий`, `французский`, когда для создания орнамента использовалось относительно небольшое количество элементов, к которым сводилось всё многообразие орнаментальных мотивов того или иного народа. Параллельно с художественными поисками расширялся круг выпускаемых изделий, рассчитанный на различные слои населения: Оружейная фабрика стала выпускать столовые приборы, ножи для бумаги, топоры, спичечницы. Свой отпечаток на развитие златоустовской гравюры на стали наложили и революционные события 1917 года, гражданская война, годы первых пятилеток.