Как поступали партизаны с французами в 1812 году
Эскадроны гусар летучих и отряды крестьян
Сильно растянутая наполеоновская армия, преследовавшая отступавшие русские армии, довольно быстро стала представлять собой удобную мишень для партизанских нападений – коммуникации французов зачастую оказывались удалены от основных сил. Командованием русской армии было принято решение о создании мобильных отрядов для проведения диверсий в тылах противника, лишения его возможности добывать продовольствие и фураж. В Отечественную войну существовали два основных вида подобных отрядов – летучие эскадроны армейских кавалеристов и казаков, которые приказал сформировать главком Михаил Кутузов и группы партизан-крестьян, создававшиеся спонтанно, без армейского руководства. Летучие отряды помимо собственно диверсионных акций на коммуникациях французов, занимались еще и разведкой. Крестьянские отряды самообороны отбивали от неприятеля свои населенные пункты, уничтожая мелкие группы французов.
Дениса Давыдова приняли за француза
Денис Давыдов – наиболее известный командир партизанского отряда в Отечественной войне 1812 года. Он сам составил план действия мобильных партизанских соединений против наполеоновской армии и предложил его Багратиону. План был прост: досаждать противнику в его тылах, захватывать или уничтожать вражеские склады с продовольствием и фуражом, бить небольшие группы неприятеля. Под началом Давыдова было свыше полтораста гусар и казаков. Уже в сентябре 1812 года этот отряд в районе смоленской деревни Царево-Займище захватил французский караван из трех десятков подвод. Более ста французов из сопроводительного отряда всадники Давыдова перебили, еще 100 пленили. За этой операцией последовали и другие, также успешные. Давыдов не сразу нашел поддержку у местного населения – крестьяне поначалу принимали русских кавалеристов за французов. Командиру летучего отряда даже пришлось надевать мужичий кафтан, вешать на грудь икону святого Николая, отпускать бороду и переходить на язык русского простонародья – иначе мужики ему не верили. Со временем отряд Дениса Давыдова увеличился до 300 человек. Кавалеристы нападали на французские соединения, зачастую имевшие пятикратное численное превосходство и разбивали их, забирая обозы, освобождая пленных, случалось даже захватывать артиллерию противника. После оставления Москвы по приказу Кутузова летучие партизанские отряды были созданы повсеместно. В основном это были казачьи соединения, каждое численностью до 500 сабель. В конце сентября генерал-майор Дорохов, командовавший таким соединением, захватил подмосковный город Верею. Объединенные группы партизанских отрядов могли противостоять крупным воинским соединениям армии Наполеона. Так, в конце октября во время сражения в районе смоленской деревни Ляхово четыре партизанских отряда наголову разбили более чем полуторатысячную бригаду генерала Жан-Пьера Ожеро, пленив и его самого. Для французов это поражение оказалось страшным ударом. Русские же войска, данный успех, напротив, ободрил и настроил на дальнейшие победы.
Крестьянская инициатива
Существенный вклад в изматывание французской армии внесли и самоорганизующиеся в боевые отряды крестьяне. Эти партизанские соединения начали создаваться еще до указания Кутузова. Охотно помогая летучим отрядам и частям регулярной русской армии продовольствием и фуражом, мужики вместе с тем повсеместно и всячески вредили французам – ими уничтожались неприятельские фуражиры и мародеры, нередко при подступах неприятеля крестьяне сами сжигали свои дома и уходили в леса. Ожесточенное сопротивление «на местах» усиливалось по мере того как деморализованная французская армия все больше превращалась в скопище грабителей и мародеров. Один из таких отрядов собрал драгун Ермолай Четвертаков. Он научил крестьян пользоваться трофейным оружием, организовал и успешно провел множество диверсий против французских соединений, захватив десятки неприятельских обозов с продовольствием и скотом. Одно время отряд Четвертакова составлял до 4 тысяч человек. И такие случаи, когда крестьянские партизанские отряды, возглавляемыми кадровыми военными, дворянами-помещиками, успешно проводили диверсионные акции в тылах наполеоновской армии, были не единичными.